По морям — по волнам,
Нынче здесь — завтра там.
Иногда в обсуждениях на тему "советского образования" можно прочитать такое высказывание людей:
Раньше учителя оставались с детьми после уроков, а сегодня никто не остается. Раньше было советское образование.
Я сам успел застать этого советского образования. Мы так и учили в начальных классах — "Ленин — хороший, царь — плохой". Чуть позднее, мы уже учили "У обоих были погрешности, но царь вроде как тоже хороший был".
И пусть СССР прекратил существование в 1991 году, в глубинке это почувствовалось не сразу (ближе к концу 90-х). Короче, про "тогда" я тоже имею представление, так как меня самого учили учителя из далекого "тогда".
После уроков
Когда я учился в школе, то фраза "остаться после уроков" звучала наказанием. И никак иначе.
Нас действительно учителя оставляли после уроков. Но было это в следующих случаях:
- Если класс сильно "накосячил" с дисциплиной. В этом случае после уроков мы должны были сидеть в позе"правильного ученика" (положив руку на руку). И так минут десять или даже полчаса. Молча.
- Если, опять же из-за дисциплины, учитель не успел выдать материал. Тогда после уроков мы продолжали урок, наматывая себе на ус, что так лучше больше не делать, ибо молодость не безгранична, а сидеть после уроков на уроке это очень утомляет.
- Если не выполнил домашнее задание. Сидишь и после уроков под руководством учителя делаешь домашнее задание. Чтобы в следующей раз знал: не выполнил — значит, будешь сидеть после уроков.
И вроде бы — всё.
Не было такого что:
— Кто не понял материал?
— Я не понял.
— Хорошо. Оставайся после уроков, я тебе объясню.
С отстающими учениками учителя, конечно, занимались после уроков, но это было в начальной школе (в принципе, и сегодня в начальной школе учителя занимаются после уроков).