По морям — по волнам,
Нынче здесь — завтра там.
Иногда в обсуждениях на тему "советского образования" можно прочитать такое высказывание людей:
Раньше учителя оставались с детьми после уроков, а сегодня никто не остается. Раньше было советское образование.
Я сам успел застать этого советского образования. Мы так и учили в начальных классах — "Ленин — хороший, царь — плохой". Чуть позднее, мы уже учили "У обоих были погрешности, но царь вроде как тоже хороший был".
И пусть СССР прекратил существование в 1991 году, в глубинке это почувствовалось не сразу (ближе к концу 90-х). Короче, про "тогда" я тоже имею представление, так как меня самого учили учителя из далекого "тогда".
После уроков
Когда я учился в школе, то фраза "остаться после уроков" звучала наказанием. И никак иначе.
Нас действительно учителя оставляли после уроков. Но было это в следующих случаях:
- Если класс сильно "накосячил" с дисциплиной. В этом случае после уроков мы должны были сидеть в позе"правильного ученика" (положив руку на руку). И так минут десять или даже полчаса. Молча.
- Если, опять же из-за дисциплины, учитель не успел выдать материал. Тогда после уроков мы продолжали урок, наматывая себе на ус, что так лучше больше не делать, ибо молодость не безгранична, а сидеть после уроков на уроке это очень утомляет.
- Если не выполнил домашнее задание. Сидишь и после уроков под руководством учителя делаешь домашнее задание. Чтобы в следующей раз знал: не выполнил — значит, будешь сидеть после уроков.
И вроде бы — всё.
Не было такого что:
— Кто не понял материал?
— Я не понял.
— Хорошо. Оставайся после уроков, я тебе объясню.
С отстающими учениками учителя, конечно, занимались после уроков, но это было в начальной школе (в принципе, и сегодня в начальной школе учителя занимаются после уроков).
Поработав учителем
Я сделал главный вывод — оставлять ученика "позаниматься" после шестого урока (а именно тогда совпадает расписание учителя и ученика) дело совершенно бессмысленное.
Устал не только ученик, но и учитель.
Ученику действительно тяжело, так как у него за плечами шесть разноплановых уроков. Нужен, как минимум, отдых, чтобы снова сесть за науку. Но такого перерыва нет, так как рабочий день у всех заканчивается (а еще школьный автобус подошел за детьми).
Пытаться после уроков объяснить ученику материал, который он не понял на первом уроке дня — будет малоэффективно.
Я как-то уже писал, что нужен этакий "день работы с отстающими и теми, кто не понял". Чтобы можно было с утречка проводить индивидуальную работу, заменяющую "после уроков".
Но это пока невозможно, так как впихнуть невпихyeмое в недельную сетку.
И вот эта фраза: "Учитель не оставляет ребенка после уроков, хотя ребенок ничего не понял" — звучит как-то неискренне. Она чаще всего прикрывает не особое желание ребенка вообще что-то понимать на уроке.
Конечно, бывают случаи, когда ребенок действительно не понял. Это нормально. Есть такие темы, которые заходят с трудом. На уроках я в конце обязательно спрашивал:
— Кто не понял, сразу подходите ко мне.
Но спросить на уроке некоторые могут постесняться. Это обязательно нужно учитывать. Дети разные.
Подходили. Сразу же после урока, пока я завершаю записи в журнал. Не было такого, что "Я вообще всё не понял", а чаще всего не понимали какой-то нюанс, который тут же можно было объяснить на пальцах, чтобы было понятнее.
Какой бы смысл оставаться после уроков, если достаточно мне задержаться в классе на пару минут?
И вот эта фраза "оставаться после уроков" — это не вариант. Уж лучше потратить время на "непонятное" на следующем уроке (чтобы и другие доразобрались), нежели пытаться объяснить после урока. Причем ученик при этом не будет иметь ни малейшего желания что-то понять, так как для него "после уроков" это наказание.
***
— А позанимайтесь со мной после уроков, — сказал ребенок.
Это не ребенок сказал, это ребенок выполнил поручение родителей сказать эту фразу.
— Понимаешь, мне сегодня некогда, у нас педсовет.
— Ура!!!