Научатся, будут в Москве строителями, нет — дворниками: таджик в кишлаке разоткровенничался о будущем своих детей
По правде говоря, его слова меня сильно озадачили и огорчили.
Почему-то я думал, что это лишь мы довольно часто воспринимаем таджиков через призму дешевой рабочей силы в российских городах и регионах, а сами таджики стараются этого ярлыка избегать.
Но я ошибся….
————————
Дело было в высокогорном кишлаке, в котором мы остановились пополнить запас воды и немного передохнуть от бесконечной тряски на каменистых перевалах.
Рядом с колодцем парень лет сорока вместе со своей женой и маленькими детьми лепил из глины кирпичи и раскладывал их сушиться на палящем солнце.
— Вы откуда? Куда едете? — Слово за слово, завязался разговор, а затем он и вовсе пригласил зайти к нему в дом и выпить чаю.
Все подобные разговоры с местными в разных странах неизбежно ведут к теме «как вам здесь живётся». И уж тем более эту тему нельзя было обойти в горном Таджикистане, который за предыдущие дни путешествия успел сильно поразить бедностью.
— Да как живем? Живём как-то, — сильно вздыхая отвечал Манучхер (так звали хозяина).
Сильнее всего он огорчался, что не может поехать в Москву «строить элитный жилкомплекс»: не на кого оставить жену и детей. Деньги то он сможет зарабатывать очень хорошие для их местности, но она просто не справиться сама с детьми, а родни никакой у них нет.
— Так что мой крест жить здесь и научить сыновей тому, что умею сам. Тогда они смогут нормально устроиться в Москве и зарабатывать, чтобы и жениться, и детей завести, и содержать всю семью. Иначе придется ему ехать работать дворником или разнорабочим на ремонты дорог. А это совсем другие заработки.
Меня сильно поразило, что своих сыновей, которым еще только чуть меньше и чуть больше 10 лет, отец уже сейчас видит в будущем не программистами, инженерами или учителями, а … строителями. В чужой стране, в далеком городе, на птичьих правах и без особого уважение большинства в обществе в той стране.
Здесь, в кишлаке, отцы не строят иллюзий по поводу будущего своих детей. Понимая, что вариантов получить образование у них просто нет, т.к. родители, по-сути, нищие.
И единственный вариант не прозябать, вырастить своих детей — это уезжать гастарбайтером.
Этот разговор за чашкой чая о будущем детей, наверное, стал одним из самых впечатляющих моментов во всей моей поездке по Таджикистану.
Своей безысходностью и отсутствием в сознании людей других вариантов сделать свою жизнь более благоустроенной.
— — — — — — — — —
Это продолжение моих рассказов о путешествии в Таджикистан на Памир. Подписывайтесь и следите за очерками и видеосюжетами.