Трешовая, но с…., красивая!
Когда едешь эти «несчастные» 240 километров впервые, тут даже нет вариантов, насколько сильное впечатление способна оказать эта дорога. Которая растягивается на многие часы, несмотря на кажущееся не такое уж и большое расстояние.
А всё дело в том, что в большинстве горных районов Таджикистана дороги, как бы это мягко сказать, больше похожие на натоптанные широкие тропы вдоль скал и ущелий.
И это совсем не какие-то там редко используемые пути в отдаленных селениях. Совсем нет!
Это дорога, которая соединяет между собой несколько районов и по которой жители кишлаков ездят по делам в административный центр или в столицу, по которым возят продукты, товары, перемещаются военные и ездят рейсовые автобусы. Вернее, маршрутки.
Конечно, можно было поехать более длинной дорогой через Кулям, преимущественно с асфальтным покрытием, но мы выбрали путь поинтереснее — через ущелье Тавилдара.
Здесь практически все 200 с лишним километров дорога идёт вдоль горных кряжей, петляя над уходящим далеко вниз ущельем, вырубленным горной рекой.
Иногда, чтобы разминуться со встречной машиной, приходится ехать чуть ли не по самому краю, рискуя соскальзыванием колеса вниз.
Просто оцените ширину дороги на фото ниже.
Населенных пунктов по пути практически нет, лишь отдельные кишлаки, в которых не насчитать и нескольких десятков домов.
Кое-где накатанная дорога и вовсе терялась среди нанесенных во время весеннего паводка камней, и нам приходилось даже «форсировать водную преграду», т.к. река текла просто пересекая дорогу.
Обратите внимание на временный мостик, которые перебросили здесь местные жители, чтобы можно было переходить реку не замочив ноги.
Чуть ли не в каждом кишлаке по пути дети гурьбой выбегали откуда-то из-за построек, камней, деревьев, встречать наши запыленные машины, бежали несколько десятков метров вслед и затем долго стояли в пыли, прикрыв глаза ладонью от солнца и глядя нам вслед…
Первую половину пути гравийка постоянно забирается все выше, пока не выедешь на живописное высокогорное плато перевала Хобуробот на высоте 3200 метров над уровнем море.
Здесь уже немного кружится голова с непривычки и дует довольно прохладный ветер: после 40 градусов жары несколько часов назад в Душанбе это стало большой неожиданностью.
Теперь отсюда дорога уже будет всё время вниз, но не менее опасная и узкая, как несколько часов до этого.
Правда, первый десяток километров просто фантастически красивый из-за высокогорных пейзажей, простирающихся как по под ногами до самого горизонта.
Интересно, что здесь, даже на этой высоте, на дороге можно встретить стада коз, баранов или коров, которых откуда-то куда-то перегоняют погонщики.
И снова бесконечный серпантин со скатывающимися с края дороги далеко в ущелье камушками из-под колёс…
В Калайхумб мы добрались уже затемно.
Последние примерно минут 40 ехали при свете фар. Что на такой узкой и опасной дороге даже побывавшему во множестве самых разных путешествий человеку становилось время от времени не по себе…
Дорога, конечно, при всей своей красоте вымотала очень сильно: постоянная тряска, необходимость держаться за ручки в салоне, пыль из всех щелей, от которой нельзя избавиться даже с закупоренными окнами и которую затем пришлось вымывать из волос из всех щелей уже на себе под тонкой прохладной струйкой воды в гостевом доме.
И стоя над металлическим тазом хоть как-то обмыться после дороги, я думал о том, что это мы такие, под впечатлением от дороги, вымотались и устали, но для нас это просто путешествие и приключение, которое закончится и мы улетим обратно в свой привычный комфорт и дороги со светофорами. А местные живут здесь всю жизнь, ездят по этим пыльным выматывающим дорогам и … для них это норма и обыденное явление…
— — — — — — — — —
Это продолжение моих рассказов о путешествии в Таджикистан на Памир. Подписывайтесь и следите за очерками и видеосюжетами.