В четверг, 27 мая, российские власти сообщили: созданные гуманитарные коридоры для выхода иностранных судов из украинских портов будут расширены
Коридоров два. По одному пойдут суда, ранее находившиеся заложниками у боевиков в Мариуполе. Об их грузах ничего не сообщается. Да и вряд ли там какие-то грузы остались. Второй создан для суден, застрявших в Одессе, Николаеве, Ильичёвске и прочих портах Юго-Западного побережья Украины. Именно эти суда более всего интересовали наших западных «друзей и партнёров».
Они обвиняли Россию в том, что, блокируя украинские порты, она препятствует вывозу украинской пшеницы, провоцируя рост цен на еду в Европейском Союзе и дефицит зерна в мире.
Европейцы жаловались, что автомобильным и железнодорожным транспортом вывозить зерно не успевают, а гружёные зерновозы не могут, мол, выйти из украинских портов из-за российской морской блокады. Распространяли даже слух, что дело с едой в Евросоюзе настолько плохо, что Британия даже собирает международную эскадру, чтобы «прорвать русскую блокаду» и отконвоировать зерновозы в Средиземное море. Лондон этот фейк через некоторое время опроверг, но осадочек остался.
Кстати, надо сказать, что зерно действительно не может долго находиться в трюмах даже специальных судов, не рискуя потерей качества. Так что покупателям было о чём беспокоиться.
С другой стороны, вывоз зерна подчистую, чем озабочен Запад, не выгоден самой Украине, ибо провоцирует в стране голод. В условиях военных действий, дефицита ГСМ, массовой эмиграции и тотальной мобилизации проведение Украиной нормальной посевной и уборочной кампании крайне сомнительно. Кроме того, тот 21% её территории, который уже контролирует Россия, приходится как раз на наиболее хлебородные регионы. К тому же, через пару месяцев Россия может контролировать и 30%, и 40%, и 50% территории Украины.
Так что сбор нового урожая под большим вопросом, если возможен в принципе. Уже сейчас украинские эксперты утверждают, что страна недосчитается примерно 40% от прошлогоднего объёма зерновых. Но украинские эксперты, как известно, большие оптимисты, а в центральных областях Украины (пока ещё находящихся под контролем Киева) многие хозяйства пересевают озимые, по погодным условиям давшие плохие всходы.
В данном случае Россия поступила так же, как поступала в Мариуполе. Напомню, что там Киев и Запад пытались обвинить российские войска в том, что они не выпускают с «Азовстали» гражданских. В результате Москва в течение нескольких недель, в определённые часы, обеспечивала прекращение огня и открытие гуманитарных коридоров. Но выходить гражданским не давали засевшие в подвалах завода боевики «Азова» и ВСУ, не информируя их об открытии коридоров и стреляя в спины тем, кто случайно узнавал об этой возможности сам и пытался ею воспользоваться.
В результате всё же боевикам пришлось отпустить заложников и сдаться самим, поскольку обвинения в адрес России в негуманном обращении с каждым днём звучали всё более надуманно.
В ситуации, сложившейся вокруг украинских портов, есть лишь одно отличие: ВМСУ не стреляют (пока) по пытающимся уйти судам, но никто и не пытается уйти, ибо украинский флот заминировал все подходы к портам. Открывшая коридоры Россия предлагает Украине разминировать заминированные воды, чтобы иностранные суда могли покинуть её территориальные воды. Украина же отпускать иностранные зерновозы не спешит.
И дело здесь не в заботе о своих гражданах. Погруженное на суда зерно они всё равно уже не увидят: оно или уплывёт, или сгниёт на рейде.