Рекламные объявления в подъезде, лифте и на фасаде дома: когда они незаконны и должны быть сняты

0 86

Назойливые рекламные объявления часто попадаются на глаза жителям многоэтажек: их можно видеть в подъезде, в лифте, на фасаде дома. При этом размещение подобных объявлений подчиняется строгим требованиям закона.

Однако надо признать, что на практике эти требования далеко не всегда соблюдаются, а в таком случае объявления не должны портить своим присутствием общий вид дома.

Во-первых, размещение рекламных объявлений и вывесок на общедомовом имуществе допускается только с согласия общего собрания собственников помещений этого дома.

Такое решение принимается большинством в 2/3 голосов (ст.ст. 44, 46 ЖК РФ). Причем, собственники могут одобрить использование общего имущества дома для установки рекламных конструкций за плату, утвердив соответствующий тариф на собрании.

Тогда владелец рекламной конструкции (неважно, где она размещена — на фасаде, в лифте, на стенах подъезда и т.п.) должен будет заключить договор с управляющей организацией и в рамках него вносить регулярные платежи в пользу дома.

Этими средствами могут распоряжаться опять-таки только собственники, путем принятия решения на общем собрании — например, направить эти деньги на благоустройство дома или в счет оплаты текущих взносов на капремонт.

Если же реклама размещена без согласия собственников, владелец объявлений обязан не только снять их, но и оплатить то время, в течение которого они фактически занимали общедомовое имущество.

Так, например, Верховный суд РФ подтвердил взыскание с мебельного магазина платы за размещение вывески с названием бренда производителя, несмотря на то, что она размещалась на фасаде нежилого пристроя к многоквартирному дому (ВС РФ, определение № 303-ЭС19-13633).

Следить за соблюдением правил размещения рекламных объявлений на общедомовом имуществе должна управляющая компания, поскольку в ее обязанности входит его надлежащее содержание.

Поэтому она обязана принимать своевременные меры к тому, чтобы подъезды, лифты и фасады подведомственных ей домов не использовались для размещения незаконных рекламных объявлений (в т.ч. очищать стены подъездов, лифты от них).

Если же размещение рекламы причинило убытки общедомовому имуществу (например, возникла необходимость в окрашивании стен подъезда), их должен возместить владелец объявлений.

Во-вторых, Закон о рекламе № 38-ФЗ не содержит специальных требований к рекламным объявлениям внутри подъездов (и лифтов в т.ч.).

А вот распространение т. н. наружной рекламы (в т.ч. с использованием внешних стен, крыш и других конструктивных частей здания) подчиняется условиям статьи 19 Закона № 38-ФЗ.

Прежде всего, должно быть получено разрешение муниципальной администрации на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

И по новым правилам, такое разрешение будет аннулироваться в том случае, если владелец рекламной конструкции использует общедомовое имущество без согласия на то собственников помещений этого дома (Закон от 16.04.2022 № 106-ФЗ).

По мнению ФАС России, к наружной рекламе относятся в т.ч. и информационные стенды, которые устанавливают управляющие организации на придомовой территории, возле подъездов — если на них размещаются объявления рекламного характера (распространяются печатным способом, направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламы).

Значит, в таких случаях управляющая компания также должна будет получать разрешение от муниципальной власти на эксплуатацию рекламной конструкции.

А поскольку придомовая территория — это тоже общее имущество дома, то собственники помещений имеют право получать плату от управляющей компании за размещение рекламы на таких стендах.

© Сивакова И. В., 2022 г.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy