Драматичный, но не историчный «Иван Грозный» Эйзенштейна

0 1

Двухсерийный фильм «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна – один из самых противоречивых в советском кинематографе. С одной стороны, картина поставлена сильно, стильно и эффектно; с другой – в ней много исторических ошибок, а актерская игра – несмотря на профессионализм исполнителей – вызывала вопросы даже у современников премьеры.

Драматичный, но не историчный «Иван Грозный» ЭйзенштейнаИван Грозный, кадр из фильма

О том, насколько неоднозначным получился этот фильм, доказывают две противоположные оценки мэтров мирового кинематографа. Чарли Чаплин был в восторге от работы Эйзенштейна, назвав ее смелой поэтизацией истории; а известный режиссер Орсон Уэллс (снявший «Гражданина Кейна») счел ее набором красивых картинок. Вероятно, режиссер так и не смог определиться с оценкой первого русского царя, личность и правление которого до сих пор вызывают споры как в науке, так и в обществе. Сохранились сведения, что Эйзенштейн хотел показать сильного царя, создавшего мощное государство.

Главная роль досталась знаменитому актеру Николаю Черкасову, который уже снялся в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». Актер выложился на все сто, однако его игра (как и остальных исполнителей) была признана неестественной. Противники фильма упрекали его создателей в наигранном драматизме, который – по их мнению – не отвечал реалиям изображаемой эпохи. Больше всего критики досталось второй серии. Если в первой части Иван Грозный показан решительным правителем, то в продолжении он получился колеблющимся, тревожным, нервным.

Драматичный, но не историчный «Иван Грозный» ЭйзенштейнаДраматичный, но не историчный «Иван Грозный» ЭйзенштейнаДраматичный, но не историчный «Иван Грозный» ЭйзенштейнаМолодой Иван Грозный, кадр из фильма

Впрочем, такая интерпретация образа царя отчасти соответствует действительности: согласно историческим источникам, в период опричнины он часто пребывал в болезненном состоянии, в результате которого у него развились страхи и жестокость. Гораздо хуже обстоит дело с изображением его окружения. Малюта Скуратов показан в фильме выходцем из народа и главным вдохновителем опричнины. В действительности его происхождение точно неизвестно, а в опричнину он был принят уже после ее создания.

Двоюродный брат царя, князь Владимир Старицкий, показан в фильме апатичным, безвольным человеком, хотя он играл заметную роль при дворе и участвовал в военных походах. Режиссёр придумал свою версию его трагической гибели: в картине этот князь становится жертвой заговора своей матери, но в действительности он попал в опалу и был умерщвлен по приказу царя.

«Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе», — Иосиф Сталин в разговоре с Сергеем Эйзенштейном о фильме «Иван Грозный».

Смотрели этот фильм? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Все статьи по теме: #woh_историческое кино

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy