Двухсерийный фильм «Иван Грозный» режиссера Сергея Эйзенштейна – один из самых противоречивых в советском кинематографе. С одной стороны, картина поставлена сильно, стильно и эффектно; с другой – в ней много исторических ошибок, а актерская игра – несмотря на профессионализм исполнителей – вызывала вопросы даже у современников премьеры.
Иван Грозный, кадр из фильма
О том, насколько неоднозначным получился этот фильм, доказывают две противоположные оценки мэтров мирового кинематографа. Чарли Чаплин был в восторге от работы Эйзенштейна, назвав ее смелой поэтизацией истории; а известный режиссер Орсон Уэллс (снявший «Гражданина Кейна») счел ее набором красивых картинок. Вероятно, режиссер так и не смог определиться с оценкой первого русского царя, личность и правление которого до сих пор вызывают споры как в науке, так и в обществе. Сохранились сведения, что Эйзенштейн хотел показать сильного царя, создавшего мощное государство.
Главная роль досталась знаменитому актеру Николаю Черкасову, который уже снялся в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». Актер выложился на все сто, однако его игра (как и остальных исполнителей) была признана неестественной. Противники фильма упрекали его создателей в наигранном драматизме, который – по их мнению – не отвечал реалиям изображаемой эпохи. Больше всего критики досталось второй серии. Если в первой части Иван Грозный показан решительным правителем, то в продолжении он получился колеблющимся, тревожным, нервным.
Молодой Иван Грозный, кадр из фильма
Впрочем, такая интерпретация образа царя отчасти соответствует действительности: согласно историческим источникам, в период опричнины он часто пребывал в болезненном состоянии, в результате которого у него развились страхи и жестокость. Гораздо хуже обстоит дело с изображением его окружения. Малюта Скуратов показан в фильме выходцем из народа и главным вдохновителем опричнины. В действительности его происхождение точно неизвестно, а в опричнину он был принят уже после ее создания.
Двоюродный брат царя, князь Владимир Старицкий, показан в фильме апатичным, безвольным человеком, хотя он играл заметную роль при дворе и участвовал в военных походах. Режиссёр придумал свою версию его трагической гибели: в картине этот князь становится жертвой заговора своей матери, но в действительности он попал в опалу и был умерщвлен по приказу царя.
«Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе», — Иосиф Сталин в разговоре с Сергеем Эйзенштейном о фильме «Иван Грозный».
Смотрели этот фильм? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
Все статьи по теме: #woh_историческое кино
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))