Если бы в школах отменили оценки

0 0

Если бы в школах отменили оценки

Что такое оценка в дневнике? Это много чего. Казалось бы, учитель должен использовать инструмент под названием «оценка» для оценивания знаний учащегося, чтобы можно было видеть картину успеваемости.

Так оно и есть.

Но с другой стороны – оценка это чуть ли не единственный метод использования «кнута», без которого многие ученики просто бы «забили» на учебу. И в то же время – это своеобразный пряник, который не жалко вручить тому, кто действительно хорошо поработал.

Есть такие образовательные варианты, когда детям до определенного возраста не ставят оценки. Говорят, что без оценок ученики чувствуют себя более спокойно в «психологическом» плане.

А что, если взять и отменить оценки в школах?

Как вы думаете, получилось бы неразбериха, или же был бы интересный параболический эффект?

Давайте смоделируем такую ситуацию:

В один прекрасный день в школы приходит распоряжение – «отменяются все оценки и прочие солнышки».

— А что же выставлять в журналах?

— Выставляете только «энки».

— А как оценивать?

— Никак. Ошибки указывайте, а оценку не называйте.

Так вот, на основе своего опыта я могу предположить, что получилась бы такая ситуация:

  • Для 15 процентов учеников ничего бы не изменилось.
  • Еще 15 процентов учеников сбавили бы активность и снизили бы уровень ответственного отношения к домашнему заданию.
  • Остается еще 70 процентов.

И вот тут бы всё проявилось. Как мне кажется.

Не понял? Да и плевать.

Нужно уроки учить? Да и плевать.

Нужно на уроке работать? Да и плевать.

Так и было бы. Вся власть кнута и пряника была бы только в руках родителей.

И учителю в этом случае было бы тяжело. Эти 70 процентов сразу же "отстали бы", а потому тянулись бы дальше совершенно ничего не понимая из-за возникших пробелов.

Да и не было бы у них заинтересованности "догнать", так как фраза "а зачем не это надо" била бы все потуги учителя вытащить отстающих учеников на нужный уровень.

Такая безоценочная система не стала бы работать просто так. Прежде нужно было бы провести большую работу, которая бы длилась не 1-2 года, а гораздо больше, пока в голове не начался укладываться тот факт, что "учишься для себя, а не для учителя".

Но любая безоценочная система однажды потребует эту самую оценку, когда будет нужно определять степень освоения учебной программы. И вот тогда уже было бы видно, кто на что претендовал долгие школьные годы.

Возможно, именно эта "итоговая оценка" и была бы тем стимулом (в виде кнута и пряника), который бы заставлял школьников учиться, даже если за "неучиться" ничего не будет.

Но такая "долгосрочная" перспектива также была бы малоэффективной, так как даже для взрослых период времени в 10 лет звучит как "так это когда еще будет, я потом всё это нагоню". А для ребенка это еще больше. "Это тебе когда-то потом пригодится" — равносильно "после дождичка в четверг".

Я считаю, что в ближайшее время думать о безоценочной системе совершенно бесполезно. Пусть это будет лишь моей фантазией.

Вот, к примеру, первый класс. Там не ставят оценки.

Согласитесь, любому родителю интересно, на какую оценку претендует их первоклассник. Я сам через это два раза прошел.

Все эти солнышки, бабочки, цветочки на полях, которые служат своеобразной оценкой, в принципе, уже показывают на что горазд ребенок. Но родителю хочется конкретности.

Ребенок переходит во второй класс и всё — родитель видит, какой статус приобретает его ребенок: отличник, хорошист, троечник, отстающий.

А если до определения статуса ждать 10 лет? Учитель бы замаялся отвечать на вопрос: "А как там мой?". Оценки в дневнике хоть как-то отражают предварительные возможности ребенка.

Но хорошо ли это — получить "статус успешности в школе"? Сказывается ли этот статус на дальнейшем самоопределении личности?

Может быть и сказывается, но не сильно. Мы в любом случае живем в обществе, где у каждого человека есть свой статус, который выражается не только занимаемым положением, но и наличием "побрякушек" в виде предметов роскоши.

Тема "безоценочного образования" сама по себе интересная. Она вполне могла бы существовать при наличии "высокозамотивированных учеников". Но сколько у нас таких? Если четверть от общего количества, то уже хорошо.

Но пока мы все-таки скованы одной цепью — успевающие тащат отстающих.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy