В чем теперь магазины не смогут ограничивать покупателей: разбираем новый закон

0 1

Сфера торговли и услуг всегда находилась под пристальным вниманием государства. Законодательство регулярно пополняется новыми нормами, которые устанавливают для торговых организаций достаточно жесткие рамки.

Так, с 1-го сентября вступит в силу ряд серьезных поправок к Закону о защите прав потребителей № 2300-1 (Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Изменения направлены на то, чтобы пресечь все известные приемы, которые используют продавцы с целью ограничить те права, которые закон предоставил гражданам-потребителям.

Если обратиться к действующей редакции Закона № 2300-1 (ст. 16), то сейчас на продавцов распространяются только три ограничения:

— обусловливать приобретение одних товаров (работ или услуг) покупкой других. Например, отказ продать товары, если их стоимость не достигает некой минимальной суммы,

— выставлять такие условия для удовлетворения требований потребителя в рамках гарантийного срока, которые не связаны с недостатками товаров (работ, услуг). К примеру, отказ исполнять гарантийные обязательства, если покупатель не приобрел сертификат на сервисное обслуживание,

— выполнять какие-то дополнительные услуги или работы и требовать их оплаты, если на то не было получено письменное согласие потребителя.

В новой редакции закона перечень запретов для продавцов существенно расширяется. Они не вправе включать в договор с потребителем условия:

1) позволяющие продавцу отказаться или изменить договор в одностороннем порядке, если закон этого не предусматривает.

Например, интернет-магазин оставляет за собой право изменить цену товара в случае изменения валютного курса;

2) которые вводят для покупателя дополнительные виды ответственности (по сравнению с законом), или, наоборот, снимают с продавца ответственность полностью или частично, либо снижают размер законной неустойки.

Так, за каждый день просрочки передачи оплаченного товара по закону предусмотрена неустойка в размере 0,5% (ст. 23.1). А продавец в договоре указывает, к примеру, что такая неустойка составляет 0,01%;

3) ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товара (работ, услуг).

В частности, продавец не может отказать в продаже товара, если покупатель хочет расплатиться банковской картой, а не наличными. А также запрещено устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты (к примеру, товар будет дороже, если он оплачивается картой);

4) которые предусматривают обязательный досудебный порядок разрешения споров с продавцом (т. е. покупатель, прежде чем обращаться в суд, должен подать претензию продавцу и выждать срок для ее рассмотрения).

Если по закону такая процедура не требуется, то покупатель может сразу подавать судебный иск (независимо от условий договора). Например, Закон о защите прав потребителей не признает обязательной предварительную подачу претензии продавцу.

По мнению Верховного суда РФ, претензия нужна только в случае, если потребитель претендует на взыскание с продавца штрафа в свою пользу (ПП ВС РФ от 22.06.2021 № 18).

Покупатель вправе указать продавцу на то, что тот реализует товары (оказывает услуги или выполняет работы) на условиях, которые, с точки зрения закона, являются недопустимыми. В таком случае продавец обязан рассмотреть претензию потребителя в течение 10 дней и уведомить его о результате.

Важным новшеством является запрет продавцам (а также исполнителям услуг и работ) отказывать потребителю в заключении, изменении или расторжении с ним договора, если тот отказывается предоставить свои персональные данные.

По требованию потребителя ему обязаны разъяснить конкретные причины и правовые основания, из-за которых без этого невозможно продать товар, оказать услугу или выполнить работу.

В частности, если персональные данные необходимы для исполнения договора, то закон допускает их обработку, но лишь в том объеме, который соответствует конечной цели (ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Например, запрос со стороны продавца паспортных данных покупателя, чтобы включить их в договор, вполне правомерен. Но требование предоставить для этого копию паспорта покупателя уже выходит за рамки необходимого — вполне можно ограничиться предъявлением паспорта.

© Сивакова И. В., 2022 г.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy