Является ли школьная программа насыщенной, или Один важный нюанс

0 0

Является ли школьная программа насыщенной, или Один важный нюанс

Те, кто сам работал или работает в школе, наверняка меня поймут. А те, кто с школой не связан практикой, смогут почувствовать нюанс.

Типичный вопрос — а насыщенная ли школьная программа? Нельзя ее немного разгрузить?

И вот тут есть два мнения. И, как ни странно, оба мнения правильные.

Первое мнение:

Школьная программа вполне адекватная, чтобы среднестатистический ученик ее усвоил. Так и есть.

Второе мнение:

Школьная программа слишком насыщенная, чтобы она могла быть освоена всеми без исключения учениками вне зависимости от их способностей. Так и есть.

Но достаточно заглянуть в любой класс самой обычной школы.

В среднем ситуация там выглядит так:

Каждый пятый ребенок очень даже всё успевает. И он может усвоить гораздо больше материала.

Еще другой каждый пятый ребенок вполне себе справляется с нагрузкой, но ему это тяжеловато.

Два из пяти — едва тащатся. Им реально тяжело усвоить такое количество материала. В итоге, к окончанию школы знания представляют собой лишь отдельные обрывки, которые быстро забываются.

Один из пяти — полный "никак".

И это нормально, так как все дети разные.

Третий класс — один вполне читает 200 слов в минуту и перемножает в уме двухзначные числа, другой — едва читает 25 слов в минуту и умеет умножать в пределах пяти.

Восьмой класс — один умеет не только пользоваться учебником, но и находить дополнительные источники информации, а другой пишет в сочинении "Летам мы поехали в сочи там было интерестно. Мне там понравилось".

И вот тут большая ситуация, которую я считаю самой главной педагогической сложностью:

Учителю нужно сделать так, чтобы тот первый один из пяти не потерялся и не сбавил обороты, но в то же время, чтобы последние три из пяти смогли хотя бы "на минималках" освоить учебную программу.

И это является своеобразным нюансом. Не нужна тригонометрия трем из пяти, не нужен пассивный английский залог трем из пяти, не нужен второй иностранный трем из пяти.

Но что делать? Тут нельзя выдумывать. Есть документ, по которому нужно работать. И нельзя сказать: "Этот Вася такой неспособный, что волосы в жилах стынут, его нужно было оставить на повторное обучение". Вася есть — значит, его нужно учить.

— А чего ж вы его не оставляете на повторное обучение?

— Ха-ха, и еще раз ха-ха! А чего же вы вслух про неуспехи не говорите?

План есть, и его нужно выполнять. Перевыполнять необязательно.

Но ведь есть индивидуальный подход в обучении!

Были демоны. Мы этoгo не oтрицаем. Нo oни самoликвидирoвались. (из фильма)

Действительно, чего же проще — Вася решает один уровень задания, а Петя — другой уровень.

И все счастливы? Нет.

В следующий теме для изучения есть материал, до которого Вася не еще не добежал. А время для изучения уже подошло.

Вася вовсе не пропащий. Из него будет вполне хороший специалист, но в области, которая не требует герундия и тангенса. А Петя потерял много времени, пока ждал медленного Васю. За это время он мог бы многое успеть. Но се ля ви.

Я слышал, что иногда применяется такая система в параллельных классах, когда в одном классе находятся "способные дети", в другом — "менее способные", в следующем — "все те, кто не попал в первые два класса".

Мне кажется, это очень хорошая система. И работать при такой системе гораздо проще. Пришел к способным — взял не только необходимый материал, но и дополнительный. Пришел в следующий класс — "объяснил тему с самого дна при помощи пальцев и отработки на уровне рефлекса".

Но это в больших школах. А есть маленькие школы, где нет параллелей. И в таких школах тоже есть как сильно отстающие дети, так и самые настоящие вундеркинды.

Дифференцированное обучение

Сложное слово, в нем две буквы "ф" и три буквы "н".

Я не знаю, есть ли такое словосочетание в педагогике, но в практической деятельности оно было бы весьма эффективным.

Другой вопрос — как это всё организовать?

Однажды я был свидетелем такой дифференциации:

— Кто английский в школе учил?

— Я, я , я тоже, я …

— Вы будете изучать английский и дальше. Вот ваш преподаватель.

— У кого в школе не было иностранного языка, или был немецкий, или французский — вы отправляетесь в другую группу.

— А какой язык мы будем учить?

— Немецкий.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy