Сегодня во второй половине дня по возникшей нужде (не по своей) гонял в город. Расстояние в 100 км в одну сторону считается "за огородами". Выехал заранее, так как начался (наконец-то) ремонт дороги, но я умело попадал на взмах палочкой "проезжай", а потому примчался на полчаса раньше назначенного времени.
Чтобы занять время, решил сходить за покупкой одной бытовой техники в большой сетевой магазин. Вообще, я уже давно подсел на всякие Вайлдберрисы, так как не нужно никуда ходить, товар привозят в пункт выдачи, до которого от меня всего час езды. Но чего-то решил попробовать купить "по-старинке" в оффлайн.
Захожу я в большой сетевой магазин электроники и бытовой техники, а там … никого — только несколько продавцов. И тишина …
— Здрасьте, — сказали мне.
— Сте, сте, сте, сте, — отозвалось эхо.
— Здрасьте, — ответил я.
— Те, те, те, те, — снова повторило эхо.
Я пошел к витринам, где чисто теоретически должен быть нужный мне бытовой прибор — между пылесосами и мультиварками, а мне вслед смотрели восемь пар глаз.
Неудобно. И не скажешь — "я только посмотреть". Лучше спросить.
Взглянул на одного бородатого мужчину.
— Да, что вам нужно? — понял он мой вопросительный взгляд.
— Мне нужно …
— К сожалению, это только под заказ.
Вот те на, в таком большом магазине с огромным ассортиментом нет нужного мне бытового прибора.
Но ничего, рядом находится другой сетевой магазин из трех букв.
Захожу туда, а картина повторяется.
Продавцы в одинаковых рубашках кучкуются в одном месте на краю большого зала.
Не стал даже искать, подошел к мужчинам.
— А есть ли у вас …?
— Есть!
— Нет!
— Вроде было!
Они подошли к компьютеру и начали искать информацию о наличии. А я смотрю на большой зал, в котором тысячи товаров, но покупатель я один.
— Есть под заказ. Ждать до семи дней.
— Таки нет, мне не надо.
Плюнул я мысленно на это дело — покупать в оффлайне. На этом же Вайлдберрисе мне привезут за 3-4 дня.
Так это чего получается — времена магазинов подходят к концу? Где разношерстная публика, которая заходит в большие магазины, чтобы поглазеть на заморские товары?
Действительно, получается, что проще из дома заказать то, что нужно, и не мучать бородатых мужчин в одинаковых рубашках?
Но не этот вопрос мой вопрос — ехал обратно и думал об окупаемости. Содержать большие площади и большой штат людей — это же расходы. А как насчет доходов?
Помню в нулевых, когда в зданиях советских рембыттехник, кинотеатров и прочих КБО начали открывать большие магазины электроники и бытовой техники, то люди приходили просто посмотреть (и может быть чего-то купить). Была даже такая традиция — посмотреть на товары и сказать заветную фразу "Да не, ничего не интересует".
Но последние несколько лет в этих магазинах уже продавцов больше, чем покупателей.
Иметь магазин это уже из прошлого. Иметь склад и пункты выдачи (или доставку до двери) — это уже из современного. Интернет заменил витрины и "менеджеров торговых залов". А еще в Интернет-магазинах есть самое главное — отзывы на каждый товар.
Это в обычном магазине смотришь в честные глаза менеджера, уверяющего, что "этот утюг является хорошим сочетанием цены и качества", так как он сам таким пользуется уже пять лет.
А в Интернете читаешь: "вместо красного пришел синий" — и уже сомневаешься в качестве товара.
фотография древняя. Сделана еще "до"
***
Не люблю ездить по вечерам. У меня есть деревенская привычка — все важные дела выполнять до обеда.
— Алло. А можно записаться?
— Можно. Вам на 8 утра или на 7 вечера?
— Конечно, на 8 утра. Можно и пораньше.
Я лучше в пять утра встану.
Сделал дело — гуляй смело. Не сделал дело — не гуляй смело, а думай, как выкрутиться.