От планирующей бомбы – к крылатой ракете

0 0

Разрабатывая авиационное противокорабельное оружие немцы также вели интенсивную разработку зенитных управляемых ракет (ЗУР). Таких проектов было четыре: «Вассерфаль» («Водопад»), «Шметтерлинк» («Бабочка»), «Рейнтохтер» («Дочь Рейна»), «Энцион» («Горечавка»).

Часть 1 — Первая немецкая планирующая бомба «Фриц-Х» и ее боевое применение

Часть 2 — Планирующая бомба Герберта Вагнера HS-293, 294

Немецкие зенитные управляемые ракеты

Естественно возникает вопрос: нужно ли в данной статье, посвященной истории разработки противокорабельного оружия рассматривать вопросы, связанные с историей разработки ЗУР? На этот вопрос можно ответить так: разрабатывая ЗУР, немцы применили в некоторых из них принцип наведения ракеты на цель с использованием радиолокационной техники, который в последствии представил собой значительный интерес для разработчиков противокорабельного оружия. Этот принцип был наиболее ярко выражен в системе наведения на цель зенитной управляемой ракете «Вассерфаль».

ЗУР «Вассерфаль» была разработана известным немецким конструктором ракетной техники, доктором философии Вернером фон Брауном и представляла собой аналог баллистической ракеты «ФАУ-2», уменьшенный в два раза. Отличительной её чертой было наличие четырёх коротких крыльев. Проработка концепции ЗУР «Вассерфаль» была начата в 1941 году, Разработка ракеты «Вассерфаль», её последовательных модификаций W!, W5, W10 осуществлялась в ракетном исследовательском центре Пенемюнде (остров Узедом в Балтийском море) в 1943-1945 гг. под руководством генерал-майора Вальтера Дорнбергера.

От планирующей бомбы – к крылатой ракете

Зенитная управляемая ракета «Вассерфаль»

К началу 1043 г. была закончена проработка конструкции ракеты и двигательной установки, но надежной системы управления не было. Её пришлось разрабатывать самостоятельно конструкторам ракеты «Вассерфаль». В её основу была положена система наведения по радиолучу. Наземный радиолокатор засвечивал цель, а бортовое оборудование ракеты должно было управлять её рулями таким образом, чтобы продольная ось ракеты оставалась параллельной радиолучу. Однако, немцам не удалось добиться надежной работы бортового оборудования ЗУР, хотя сама идея была революционной.

Были проведены ряд экспериментов, в результате которых конструкторы ракеты «Вассерфаль» остановили свой выбор на двухлокаторной системе наведения. Первый радар следил за целью (самолетом), второй отслеживал зенитную ракету. Оператор наведения видел на экране электронно-лучевой трубки отметки от цели и ракеты и пытался совместить их с помощью ручки управления – «кнюппеля». Команды от «кнюппеля» поступали в счётно-решающее устройство фирмы «Сименс», обрабатывались там, шифровались и по радиоканалу передавались нам ракету. Приёмник команд ракеты, получив их, через сервоприводы управлял рулями и ракета корректировала курс.

К маю 1945 г. ЗУР «Вассерфаль» была готова к серийному производству, но уже не было заводов, где можно было развернуть массовое производство ракет и ракетного топлива.

Японский самолёт-снаряд «Ока»

Японский самолет-снаряд «Ока» («Цветок вишни») был единственным в мире боевым управляемым снарядом «воздух-земля», в котором в качестве системы управления использовался человек – смертник (камикадзе). Длина снаряда составляла 6,1 м, высота – 1,15 м, размах крыльев – 5,12 м. Стартовый вес – 2140 кГ. Боевая часть весом 1200 кГ была размещена в передней части снаряда перед кабиной пилота и содержала 450 кГ тринитроанизола , детонатор был контактный. Двигательная установка состояла из связки трёх твердотопливных двигателей «Тип 4-1» модель 20 с общей тягой 800 кГ, которая развивалась в течении 8 – 10 сек. Шасси для боевого варианта не предусматривалось.

От планирующей бомбы – к крылатой ракете

Японский самолет-снаряд «Ока».

Сброс самолета – снаряда «Ока» с самолета-носителя происходил на высоте 6-8 км при дальности 40-80 км до цели. На первом этапе самолет-снаряд «Ока» двигался в режиме планирования, на середине дистанции пилот включал двигатели и разгонял снаряд, на расстоянии близко 5 км от цели лётчик переводил снаряд в пикирование (под углом до 50 град.)

В течении марта – апреля 1945 г. японцы выполнили ряд налетов на корабли американского тихоокеанского флота, в которых брали участие суммарно 56 бомбардировщиков, оснащенных ракетами «Ока». Американские потери составили: были повреждены два линкора, один авианосец, один транспорт и один эсминец потоплен.

Низкая эффективность этих налетов объясняется тем, что японские бомбардировщики G4M2e, переработанные для того, чтобы на них можно было закрепить самолеты-снаряды «Ока», вследствие этого обладали низкой маневренностью и управляемостью. Перед запуском ракет «Ока» они были вынуждены лететь на небольшой высоте, на малой скорости и неизменным курсом. Это и был тот участок их полета, на котором японские бомбардировщики перехватывались американскими истребителями, большинство японских самолетов-носителей было сбито.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy