Сказка о потерянном времени, или Почему учитель не такой

0 4

Сказка о потерянном времени, или Почему учитель не такой

Часто жалуются родители учеников, мол, нынешние учителя работают не так, как работали учителя раньше.

Конечно, раньше работа учителя была другой.

Тут ведь вся беда в том, что мало кто представляет, что такое «работать учителем в современной школе». Понятие имеют только те, кто сам работал, или у кого вторая семейная «половинка» там работает.

Так как я сам через это прошел и увидел профессию с самого дна, то я имею чего сказать.

Главная мысль:

В учительской профессии слишком много лишних телодвижений. И их число постоянно увеличивается.

Из-за этого страдает качество обучения.

Образный пример:

Если раньше можно было за день выкопать яму 1Х1Х1, то сегодня полдня уйдет на согласование выбора правильной лопаты (которая не нарушает никаких норм и официального курса), а остальные полдня уйдут на решение вопроса о том, куда девать дёрн и на чем приехать на вручение грамоты.

— А яма?

— Вас видели, что вы копаете. Этого достаточно.

Когда я надумал идти работать учителем, то мне почему-то представлялось, что учительская профессия относится к творческим. Мне казалось, что можно было быть «мастером» и творить то, что считаешь нужным.

В принципе, я немного этого застал. Но очень быстро профессия стала такой же скучной и однообразной, как, к примеру, профессия бухгалтера (у меня есть это образование, я представляю).

Учитель это не творец, учитель это исполнитель. Сегодняшний учитель.

Любой шаг в сторону – запрещено. Нельзя обходить лужу, нельзя ее перепрыгивать, нужно идти прямо, так как соответствующую инструкцию еще не выслали. Но за промоченные ноги потом спросят.

Так вот:

Если убрать всё лишнее, не имеющее никакого смысла и значимости, то можно увеличить эффективность труда.

Другой вопрос – нужна ли кому эта эффективность?

Наблюдение начинаем с конца августа.

Вот она – августовская педагогическая конференция. «Сказку о потерянном времени» читали? Не только читали, но даже в ней присутствовали.

Цифры, цифры, презентации, презентации, графики, графики. Эффективности – ноль (никто их не смотрит и не слушает чтение выступающего).

Церемония награждения педагогов:

— А на сцену приглашается Августина Патрикеевна за то, что ей исполнилось 45 лет. Возьмите грамоту и цветочек.

— А может деньги?

— Не смешно!

Грамота в образовании это своеобразная «грамота Шрёдингера». У каждого учителя их полно.

Но представьте альтернативу:

— А на сцену приглашается Августина Патрикеевна! Пожалуйста, выбирайте – вот на этом подносе лежит яркая блестящая грамота с красивой подписью, а вот на этом жалкие «десять тыщ».

И что интересно – в магазине нельзя расплатиться грамотой, а десятью тысячами вполне можно.

Пример приведу, у меня брательник много лет отработал в «Газпроме». За всё время у него всего 2 или 3 грамоты (позор!), но за каждую грамоту получил вполне приличное денежное вознаграждение.

После конференции – «секции учителей».

Я не знаю, зачем они нужны. Поднять руку, когда утверждают план работы МО на учебный год? Еще вписать в табличку свои данные, что присутствовал.

Отъезд в город – в 8 утра, приезд домой – в 5 вечера. Чем занимался целый день? Мечтал о том, что вечером приеду домой и остаток дня проведу, как человек.

Учителя, как правило, выходят на работу из отпуска 25-26 августа. До «первого сентября» остается несколько дней.

Чем они занимаются в школе?

Давайте, подумаем. Может быть, готовятся к началу учебного года?

Да, всё верно.

Украшают класс плакатами в стиле «Первое сентября – день знаний», развешивают листы в «уголки информации», решают насущные вопросы с оборудованием класса.

Но это стандартно. А еще учителя занимаются заполнением табличек. Всяких разных.

Меня всегда смешила табличка по наличию оборудования и его нехватке. Какой смысл её заполнять каждый год, если требуемое не выдают? Может быть надеются, что прилетят гуманоиды и выдадут компьютер в класс?

А у классных руководителей табличек еще больше, так как:

Все грибы сосчитал,

все деревья в лесах,

все веснушки у малых детей на носах.

Все чернила извел,

и дорожкой прямой со спокойной душой

поехал домой.

Ну, и личная документация учителя, по которой он будет работать предстоящий учебный год.

И это еще педсовет не начался.

Что такое педсовет?

Это рассказывать лошади, как вообще работается в поле.

По факту, из всего 3-4 часового педсовета полезного только минут двенадцать.

Вы когда-нибудь переливали из пустого в порожнее?

Но это обязательная процедура. Это как пнуть ногой по колесу, и только потом заводить автомобиль. Нельзя начать учебный год без педсовета, на котором ты либо "выступаешь с докладом" (капитан очевидность при этом будет завидовать), либо киваешь головой, либо поднимаешь руку, либо отвечаешь на вопрос:

— А как вы считаете?

Ничего не напоминает?

Как правило, 31 августа в конце рабочего дня вдруг выясняется, что "сверху" спущена очередная архиважная табличка, без которой просто невозможно начать учебный год. И учителя выстраиваются за одним компьютером в очередь.

А дальше — школьный праздник "1 сентября". Начался учебный год.

Тут всё "олдскульно". Тут всё традиционно. Линейка, первоклассники, звонок, первый урок.

А после первого урока — самые обычные уроки, так как рабочую программу нужно выполнять. "Государство вам платит за это деньги" — это чья-то цитата.

Мне всегда нравился этот день. Начинался обычный темп работы. Я с удовольствием проводил уроки, но я без удовольствия выполнял все другие дела (такой вот я был учитель).

Первую недельку можно было выдохнуть. Готовишься к урокам, проводишь уроки, проверяешь тетради, настраиваешь детей на учебу, доделываешь необходимую на учебный год документацию.

А дальше начиналась активная работа тех, кто должен показывать, что не зря занимает мягкое кресло в "управлении" и "контроле".

"Ералаш" под названием "Еще раз о тимуровской работе" смотрели?

Абсолютно то же самое — "Стойте! Бросьте вы ее, это не наша старуха! Наша вон она!".

И вроде бы хочется "дотащить эту старуху", так как всё же доля ответственности присутствует, но понимаешь, что этим подставишь не только себя, но и …

И уже потом, в свободное от работы время, "тащишь эту старуху" и думаешь: "Если я прочитал много хороших книжек, то почему же я так бедно живу? Может быть действительно нужно одних бросать, а другим помогать?".

***

Конец первой главы.

Телеграм-канал развлекательного жанра: https://t.me/dnevnikmiko

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy