Сказка о потерянном времени, или Почему учитель не такой

0 2

Часто жалуются родители учеников, мол, нынешние учителя работают не так, как работали учителя раньше.

Конечно, раньше работа учителя была другой.

Тут ведь вся беда в том, что мало кто представляет, что такое «работать учителем в современной школе». Понятие имеют только те, кто сам работал, или у кого вторая семейная «половинка» там работает.

Так как я сам через это прошел и увидел профессию с самого дна, то я имею чего сказать.

Главная мысль:

В учительской профессии слишком много лишних телодвижений. И их число постоянно увеличивается.

Из-за этого страдает качество обучения.

Образный пример:

Если раньше можно было за день выкопать яму 1Х1Х1, то сегодня полдня уйдет на согласование выбора правильной лопаты (которая не нарушает никаких норм и официального курса), а остальные полдня уйдут на решение вопроса о том, куда девать дёрн и на чем приехать на вручение грамоты.

— А яма?

— Вас видели, что вы копаете. Этого достаточно.

Когда я надумал идти работать учителем, то мне почему-то представлялось, что учительская профессия относится к творческим. Мне казалось, что можно было быть «мастером» и творить то, что считаешь нужным.

В принципе, я немного этого застал. Но очень быстро профессия стала такой же скучной и однообразной, как, к примеру, профессия бухгалтера (у меня есть это образование, я представляю).

Учитель это не творец, учитель это исполнитель. Сегодняшний учитель.

Любой шаг в сторону – запрещено. Нельзя обходить лужу, нельзя ее перепрыгивать, нужно идти прямо, так как соответствующую инструкцию еще не выслали. Но за промоченные ноги потом спросят.

Так вот:

Если убрать всё лишнее, не имеющее никакого смысла и значимости, то можно увеличить эффективность труда.

Другой вопрос – нужна ли кому эта эффективность?

Наблюдение начинаем с конца августа.

Вот она – августовская педагогическая конференция. «Сказку о потерянном времени» читали? Не только читали, но даже в ней присутствовали.

Цифры, цифры, презентации, презентации, графики, графики. Эффективности – ноль (никто их не смотрит и не слушает чтение выступающего).

Церемония награждения педагогов:

— А на сцену приглашается Августина Патрикеевна за то, что ей исполнилось 45 лет. Возьмите грамоту и цветочек.

— А может деньги?

— Не смешно!

Грамота в образовании это своеобразная «грамота Шрёдингера». У каждого учителя их полно.

Но представьте альтернативу:

— А на сцену приглашается Августина Патрикеевна! Пожалуйста, выбирайте – вот на этом подносе лежит яркая блестящая грамота с красивой подписью, а вот на этом жалкие «десять тыщ».

И что интересно – в магазине нельзя расплатиться грамотой, а десятью тысячами вполне можно.

Пример приведу, у меня брательник много лет отработал в «Газпроме». За всё время у него всего 2 или 3 грамоты (позор!), но за каждую грамоту получил вполне приличное денежное вознаграждение.

После конференции – «секции учителей».

Я не знаю, зачем они нужны. Поднять руку, когда утверждают план работы МО на учебный год? Еще вписать в табличку свои данные, что присутствовал.

Отъезд в город – в 8 утра, приезд домой – в 5 вечера. Чем занимался целый день? Мечтал о том, что вечером приеду домой и остаток дня проведу, как человек.

Учителя, как правило, выходят на работу из отпуска 25-26 августа. До «первого сентября» остается несколько дней.

Чем они занимаются в школе?

Давайте, подумаем. Может быть, готовятся к началу учебного года?

Да, всё верно.

Украшают класс плакатами в стиле «Первое сентября – день знаний», развешивают листы в «уголки информации», решают насущные вопросы с оборудованием класса.

Но это стандартно. А еще учителя занимаются заполнением табличек. Всяких разных.

Меня всегда смешила табличка по наличию оборудования и его нехватке. Какой смысл её заполнять каждый год, если требуемое не выдают? Может быть надеются, что прилетят гуманоиды и выдадут компьютер в класс?

А у классных руководителей табличек еще больше, так как:

Все грибы сосчитал,

все деревья в лесах,

все веснушки у малых детей на носах.

Все чернила извел,

и дорожкой прямой со спокойной душой

поехал домой.

Ну, и личная документация учителя, по которой он будет работать предстоящий учебный год.

И это еще педсовет не начался.

Что такое педсовет?

Это рассказывать лошади, как вообще работается в поле.

По факту, из всего 3-4 часового педсовета полезного только минут двенадцать.

Вы когда-нибудь переливали из пустого в порожнее?

Но это обязательная процедура. Это как пнуть ногой по колесу, и только потом заводить автомобиль. Нельзя начать учебный год без педсовета, на котором ты либо "выступаешь с докладом" (капитан очевидность при этом будет завидовать), либо киваешь головой, либо поднимаешь руку, либо отвечаешь на вопрос:

— А как вы считаете?

Ничего не напоминает?

Как правило, 31 августа в конце рабочего дня вдруг выясняется, что "сверху" спущена очередная архиважная табличка, без которой просто невозможно начать учебный год. И учителя выстраиваются за одним компьютером в очередь.

А дальше — школьный праздник "1 сентября". Начался учебный год.

Тут всё "олдскульно". Тут всё традиционно. Линейка, первоклассники, звонок, первый урок.

А после первого урока — самые обычные уроки, так как рабочую программу нужно выполнять. "Государство вам платит за это деньги" — это чья-то цитата.

Мне всегда нравился этот день. Начинался обычный темп работы. Я с удовольствием проводил уроки, но я без удовольствия выполнял все другие дела (такой вот я был учитель).

Первую недельку можно было выдохнуть. Готовишься к урокам, проводишь уроки, проверяешь тетради, настраиваешь детей на учебу, доделываешь необходимую на учебный год документацию.

А дальше начиналась активная работа тех, кто должен показывать, что не зря занимает мягкое кресло в "управлении" и "контроле".

"Ералаш" под названием "Еще раз о тимуровской работе" смотрели?

Абсолютно то же самое — "Стойте! Бросьте вы ее, это не наша старуха! Наша вон она!".

И вроде бы хочется "дотащить эту старуху", так как всё же доля ответственности присутствует, но понимаешь, что этим подставишь не только себя, но и …

И уже потом, в свободное от работы время, "тащишь эту старуху" и думаешь: "Если я прочитал много хороших книжек, то почему же я так бедно живу? Может быть действительно нужно одних бросать, а другим помогать?".

***

Конец первой главы.

Телеграм-канал развлекательного жанра: https://t.me/dnevnikmiko

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy