Когнитивный диссонанс: Что он делает с нашим мозгом?

0 5

Когнитивный диссонанс: Что он делает с нашим мозгом?
Когнитивный диссонанс — это психологический сценарий, при котором убеждения, установки и поведение человека противоречат друг другу. Мозг подвергается значительной активности для разрешения диссонанса (конфликта) чаще всего путем изменения отношения человека так, чтобы его поведение и убеждения снова совпадали.

Сегодня вечер буднего дня. У вас есть домашнее задание на завтра, но вы хотите посмотреть телепередачу, о которой говорит весь город. Вы решаете просто бросить все дела на самотек и уютно устроиться в своей постели, чтобы посмотреть это шоу.

Но во время просмотра сериала у вас в затылке появляется неприятный зуд, как будто что-то не так. Вы понимаете, что вам пора приступать к домашнему заданию, если вы хотите закончить его до сна. Тем не менее вы не можете прекратить просмотр сериала.

Налицо явный конфликт между тем, что, по вашему мнению, вы должны делать, и тем, что вы делаете на самом деле, и это противоречие вызывает у вас сильный дискомфорт.

У этого чувства, на самом деле, есть название. Оно известно как когнитивный диссонанс.

Когда наши действия сильно расходятся с нашими мыслями, в нашем мозгу возникает диссонанс, который и порождает этот диссонанс.

Другим примером деятельности, вызывающей когнитивный диссонанс, является курение.

Широко известно и понятно, что курение вредит здоровью, но курение остается печально известной популярной привычкой. Знание того, что курение — это вредное занятие, но невозможность отказаться от него вызывает диссонанс.

Но если зуд доставляет нам неудобства, мы не просто сидим с ним, мы его чешем. Точно так же у нашего мозга есть пара трюков в рукавах, чтобы устранить неприятный зуд, вызванный этими противоречивыми эмоциями.

Открытие когнитивного диссонанса

Леон Фестингер, влиятельный американский социальный психолог, выдвинул теорию когнитивного диссонанса в середине 1950-х годов. Все началось с того, что на глаза Фестингеру попалась газетная статья.

В статье рассказывалось о странной истории некой миссис Кич (в действительности известной как Дороти Мартин). Таинственные внеземные существа связались с миссис Кич и принесли с собой весть о неминуемой гибели: что великий, неизбежный потоп уничтожит мир в определенный день — 21 декабря 1954 года, если быть точным.

Но не все было потеряно. Эти внеземные существа также очень любезно сообщили миссис Кич, что летающая тарелка спасет всех истинно верующих в день, когда наступит конец света. Очень быстро к миссис Кич присоединилась группа последователей, и все вместе они готовились к концу света, раздавая все свое имущество и даже оставляя свои семьи и работу.

Фестингера особенно интересовало, как поведут себя эти люди после того, как наступит день конца света, и верующим придется столкнуться с ложностью своих убеждений. Чтобы исследовать это, Фестингер и его коллеги замаскировались под людей, верящих в пророчество, и проникли в группу верующих миссис Кич.

Предсказанный конец света наступал и наступал, а мир продолжал идти своим чередом. Затем верующие стали демонстрировать необычное поведение. В течение всего времени, прошедшего с момента получения миссис Кич пророчества, группа держалась в тени и казалась совершенно незаинтересованной в привлечении прессы или средств массовой информации к своей деятельности. Однако сразу после того, как их пророчество не исполнилось, они стали искать социальной поддержки своим убеждениям.

Фестингер предположил этот результат еще до проникновения в группу. Он подкрепил свое предсказание тем, что после того, как группа осознала, что их убеждения не соответствуют действительности, чтобы уменьшить дискомфорт, который они испытывали при столкновении с реальностью, резко противоречащей их идеалам, они стали горячо пытаться убедить других в своих убеждениях путем распространения своих идей через СМИ.

Что еще более интересно, так это то, что люди, которые не были полностью вовлечены в пророчество, но были участниками группы, без особого труда приняли пророчество как ложное. Люди, составлявшие ядро группы, которые потратили много времени на свои убеждения и пошли на большие жертвы ради них, были теми, кто горячо держался за свои идеалы. Это показало, что чем больше человек вкладывается в свои убеждения, тем труднее ему встретить правду, которая доказывает, что его убеждения ошибочны.

Эксперимент Фестингера по когнитивному диссонансу

Фестингер подкрепил приведенные выше анекдотические данные новаторским экспериментом, известным как классический эксперимент Фестингера и Карслмита. Участники этого исследования должны были выполнять монотонные и банальные задания, которые включали в себя наполнение, опустошение и повторное наполнение лотка с катушками и вращение колышков по часовой стрелке. Чтобы сделать задание еще более скучным, они должны были выполнять эти действия в течение длительного времени.

Участники были разделены на три группы: контрольная группа, которая просто выполняла задания, группа, получившая 20 долларов за выполнение заданий, и другая группа, получившая один доллар. После выполнения заданий участникам групп был задан вопрос, считают ли они эксперимент приятным, контрольная группа и группа, получившая 20 долларов, заявили, что эксперимент был очень скучным.

Однако участники группы, получившей один доллар, ответили на этот вопрос совершенно иначе. Они заявили, что им понравилось выполнять задания.

Участникам, получившим 20 долларов, не нужно было оправдывать свои действия: они получили достаточную компенсацию за то, что потратили свое время на утомительное занятие. С другой стороны, участники, которым заплатили один доллар, не чувствовали себя адекватной компенсацией за выполнение утомительного задания в течение столь длительного времени.

Поэтому, чтобы как-то обосновать, почему они потратили это время на выполнение этих заданий, они притворились, что эти задания действительно были забавными. Таким образом, поскольку эти участники не могли оправдать свое поведение, они разрешили свой внутренний конфликт, изменив свое отношение (поверив, что задания были приятными).

Что происходит в нашем мозге во время такого диссонанса?

Область мозга, наиболее причастная к устранению когнитивного диссонанса, расположена немного сзади передней части мозга и называется задняя медиальная лобная кора (pMFC). Магнитно-резонансная томография выявила повышенную активность в этой области, когда человек пытается оправдать свои решения перед самим собой, особенно когда эти решения могут не совпадать с его мыслями.

Транскраниальная магнитная стимуляция — это метод, в котором используется магнитная катушка, расположенная рядом с головой человека, для увеличения или уменьшения активности нейронов. Когда эта техника используется для снижения активности pMFC, наблюдается заметное снижение склонности людей к изменению своего мышления, чтобы оно согласовывалось с их действиями, а также их желания создавать и поддерживать согласованность между ними (источник).

Другие области мозга, вовлеченные в нашу борьбу за смягчение любого когнитивного диссонанса, который мы испытываем, — это области, связанные с интенсивными негативными эмоциями, такими как гнев и печаль, а также области, связанные с когнитивным контролем, например, дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC). Действительно, снижение активности DLPFC с помощью транскраниальной магнитной стимуляции уменьшало потребность людей в рационализации и обосновании своих убеждений в сценариях когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — это психологический сценарий, в котором убеждения, установки и поведение человека противоречат друг другу. Особенностью этого явления является то, что во время его возникновения в мозге происходит значительная активность, направленная на разрешение диссонанса (конфликта), чаще всего путем изменения отношения человека, чтобы его поведение и убеждения снова соответствовали друг другу.

Есть способы, которыми когнитивный диссонанс полезен для нас, например, обеспечение душевного спокойствия в отношении принятых решений и удовлетворенности своим выбором. Однако он также может заставить нас иррационально оправдывать свои действия и не смотреть в лицо реальности нашего выбора из-за того, что нам может быть некомфортно.

Источник: new-science.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy