Астероид взорвался у берегов Исландии менее чем через 2 часа после того, как его заметили

11 марта, в 16:24 по московскому времени, небольшой астероид Аполлон, названный 2022 EB5, был обнаружен Криштианом Сарнецки на обсерватории станции Пишкештетё в Венгрии. Менее чем через два часа, в 18:22 по московскому времени, он взорвался в небе, к юго-западу от острова Ян-Майен (северо-восток Исландии). Это пятый небольшой астероид, обнаруженный до того, как он вошел в атмосферу Земли. При предполагаемом диаметре менее двух метров объект взорвался, выпустив эквивалент двух килотонн тротила.

Впервые небольшой космический объект был обнаружен до столкновения с нашей атмосферой в 2008 году: названный 2008 TC3, объект диаметром около четырех метров был обнаружен менее чем за 24 часа (около 20 часов) до взрыва. За ним последовали астероиды 2014 AA, 2018 LA и 2019 MO в 2014, 2018 и 2019 годах соответственно. Но 2022 EB5, самый маленький из них, устанавливает новый рекорд: впервые объект был обнаружен так близко к моменту столкновения (ровно за 1 час 58 минут).

Через час после его обнаружения наблюдателям, в частности европейским, было разослано предупреждение, чтобы они могли внимательно следить за маленьким объектом и быстро вычислить координаты точки падения. «Очень быстрое распространение информации от первооткрывателей позволило другим астрономам провести больше наблюдений с разных точек обзора, имея достаточно времени для расчета точной орбиты и ее пересечения с Землей«, — рассказывает Марк Бослаф, специалист по столкновениям с астероидами из Университета Нью-Мексико.

Потенциальные места падения первоначально простирались от западной Гренландии до побережья Норвегии, согласно системе оценки опасности падения Scout НАСА. «По мере того как все больше обсерваторий отслеживали астероид, наши расчеты его траектории и места падения становились все более точными«, — говорит Давиде Фарноккья, инженер-навигатор JPL, разработавший систему Scout. Паоло Баччи и Мартина Маэстрипьери из астрономической обсерватории Сан Марчелло Пистойезе в Италии сумели получить изображение астероида за 12 минут до его вхождения в атмосферу, когда он находился всего в 12 300 км от Земли.

Изображение астероида 2022 EB5, полученное Паоло Баччи и Мартиной Маэстрипьери. © П. Баччи, М. Маэстрипьери

Некоторые наблюдатели на севере Исландии сообщили в Twitter, что видели вспышку света над горизонтом в предполагаемое время столкновения. Спустя несколько минут станции инфразвукового мониторинга I37NO (в Норвегии) и I18DK (в Гренландии) зафиксировали сигналы, порожденные входом астероида в атмосферу. По словам Питера Брауна, профессора физики и астрономии Университета Западного Онтарио (Канада), эти сигналы позволяют оценить общую энергию события примерно в 2 килотонны тротила. Скорость его вхождения в атмосферу оценивалась примерно в 18 км/с.

На основании наблюдений за приближением астероида и энергии, измеренной инфразвуковыми детекторами во время столкновения, эксперты предполагают, что диаметр 2022 EB5 составлял около двух метров — гораздо меньше размера околоземных объектов, обнаружение которых входит в задачи Управления по координации планетарной обороны и которые потенциально могут вызвать серьезную тревогу. Из-за своих небольших размеров объект не представлял никакой угрозы — тем более, что он взорвался над Норвежским морем. По словам Ричарда Моиссла из Управления планетарной защиты Европейского космического агентства, астероиды такого типа обычно распадаются в небе на высоте около 40 километров.

Небольшие астероиды, подобные 2022 EB5, встречаются относительно часто: подобное столкновение происходит примерно раз в десять месяцев, сообщает Пол Ходас, директор Центра изучения объектов, сближающихся с Землей (CNEOS). Обычно они становятся достаточно яркими, чтобы их можно было обнаружить в последние несколько часов перед входом в атмосферу, но очень немногие из них замечаются заранее, чтобы их можно было наблюдать так подробно до столкновения.

Для астрономов этот тип событий представляет собой редкую возможность провести измерения, направленные на улучшение характеристик этих объектов; наблюдение за их входом в атмосферу и мониторинг их распада действительно могут дать информацию об их физических свойствах (плотность, состав). Кроме того, взрывы астероидов, подобные этому, помогают проверить модели прогнозирования столкновений, такие как используемые CNEOS. По словам экспертов НАСА, по мере того, как исследования будут становиться все более сложными и чувствительными, все больше таких безобидных объектов будут обнаруживаться до того, как они войдут в атмосферу.

Более крупный астероид с потенциально опасным ударом, очевидно, был бы обнаружен гораздо дальше от Земли, поскольку с момента своего создания в 2016 году Координационное управление планетарной обороны НАСА тщательно отслеживает все объекты, представляющие угрозу для нашей планеты. Новая миссия NEO Surveyor также будет запущена в 2026 году, чтобы установить новый космический телескоп для наблюдения в среднем инфракрасном диапазоне, специально предназначенный для проведения наблюдения околоземных объектов, представляющих потенциальную опасность. Он заменит спутник NEOWISE, находящийся в настоящее время в эксплуатации.