Единственный в мире гигантский «лифт для кораблей». Как устроен чрезвычайно экономный судоподъёмник

0 0

Недалеко от города Фолкерк в Шотландии водный канал Форт-Клайд соединяется с каналом Юнион, при этом перепад высот между ними составляет 24 метра. Сначала движение между этими каналами обеспечивалось системой из одиннадцати обычных шлюзов протяженностью 1,5 км, но в 1930-х годах их вывели из эксплуатации и засыпали.

В 1998 году было принято решение возобновить судоходство по каналам Форт-Клайд и Юнион, соединявшим Глазго с Эдинбургом, тогда в рамках реализации этого проекта была предложна блестящая идея строительства уникального в своем роде устройства, которое использует гравитацию и закон Архимеда для перемещения судов между каналами, при этом затрачивается очень небольшое количество электроэнергии. Сейчас этот судоподъемник известен как Фолкеркское колесо.

Единственный в мире гигантский «лифт для кораблей». Как устроен чрезвычайно экономный судоподъёмник

Фолкеркское колесо представляет собой две огромных заполненных водой гондолы грузоподъемностью 300 тонн каждая, которые вращаются вокруг центральной оси, как кабинки в колесе обозрения.

Обе емкости уравновешиваются по закону Архимеда: зашедшие на платформу суда своим весом вытесняют такое же количество воды.

Единственный в мире гигантский «лифт для кораблей». Как устроен чрезвычайно экономный судоподъёмник

Сила тяжести, действующая на опускающуюся платформу, выполняет большую часть работы по подъему другой. Поэтому, несмотря на огромный вес перемещаемого груза, судоподъемник потребляет очень мало электроэнергии. Для питания гидравлических двигателей Фолкеркского колеса требуется 22 кВт.

На один поворот между остановками требуется меньше 4 минут и всего 1,5 кВт, столько же нужно чтобы 8 раз вскипятить воду в электрочайнике⁠.

Единственный в мире гигантский «лифт для кораблей». Как устроен чрезвычайно экономный судоподъёмникЕдинственный в мире гигантский «лифт для кораблей». Как устроен чрезвычайно экономный судоподъёмник

Фолкеркское колесо открылось 24 мая 2002 года в рамках празднования золотого юбилея королевы Елизаветы II. Из-за своей уникальности и изящной формы⁠, напоминающей кельтский двуглавый топор⁠, судоподъемник стал местной туристической достопримечательностью с центром для посетителей, включающем магазины кафе и выставочный зал. Ежегодно его посещали до 400 000 человек.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy