Как основатели Макдоналдс потеряли бизнес?

0 0

В наше время сложно себе представить человека, который хоть раз в жизни не покупал в Макдоналдсе элементарный стаканчик кофе или простенькую мороженку. Причем, тенденция такая прослеживается по всему миру – эта ресторанная сеть быстрого питания пустила корни в сотни стран, и везде пользуется неизменной народной любовью и популярностью, принося своим владельцам огромные доходы. Но начиналось все не очень гладко. Одно только то, что в 40-е годы к будущему Макдаку, как магнитом притягивались асоциальные элементы, говорит уже о многом!

Расцвет системы быстрого питания

Перенесемся в 20-е годы XX столетия. В это время начался выпуск первых по-настоящему массовых автомобилей марки Форд, люди, несмотря на некоторые кризисные явления в экономике, массово ударились в бизнес или в активное построение карьеры. Жизнь в Соединенных Штатах закипела, ритм стал таким, что популярные некогда шикарные рестораны с вальяжным обслуживанием хоть и не растеряли аудиторию, но стали не такими популярными, как раньше – у людей просто не осталось времени на долгие обеды по диким ценникам.

К 30-м годам в Штатах сформировалась такая система, как «драйв-ин». Если сказать проще, то это что-то вроде современного Макавто, то есть посетитель подъезжает к ресторану на своем авто, через одно окошечко делает заказ, у другого его оплачивает, в третьем получает свое лакомство. В 1940 году в калифорнийской Аркадии двое братьев Макдональдов Ричард и Морис основали свою кафешку, в основе концепции которой были заложены такие принципы, как:

  • скорость обслуживания;
  • сравнительно низкие цены;
  • ориентация на широкую аудиторию.

В каком-то смысле это была инновация, и народ поначалу вроде потянулся, но быстро стало понятно – в этом городе дело не сделать. Тогда ресторан разобрали, и по частям перенесли поближе к Лос-Анджелесу в Сан-Бернардино.

Как основатели Макдоналдс потеряли бизнес?Старый ресторан быстрого питания McDonald's, ныне неофициальный музей / © strangehill / flickr.com

Невостребованные позиции и сигареты

В том первом варианте Макдака в меню было 27 позиций, большая часть из которых не была вытребована от слова совсем. Люди любили что-то простое и быстрое, но сытное, например, гамбургеры, разные варианты картошки фри, а также сладости в виде коктейлей и мороженого. Кроме того, в Макдоналдсе образца 40-х годов торговали сигаретами. Ничего, в общем-ТО плохого нет, во всяком случае, по меркам Соединенных Штатов того времени, но эта продукция притягивала к ресторанчику дикое количество всякой городской нечисти, включая откровенных бомжей и воров.

Мак и Дик были людьми доверчивыми, в чем-то наивными, но не глупыми. Они быстренько прикинули все недостатки своего заведения, и пришли к выводу, что:

  • следует убрать из меню большую часть наименований, по возможности заменив их чем-то новым и востребованным;
  • отказаться от торговли табаком;
  • ускорить обслуживание.

Последнее особенно актуально – ресторан ведь изначально задумывался, как нечто очень быстрое, но в реальности покупатели иногда ждали заказа минут по 30-40, для Макдака наших дней это нонсенс.

В итоге переделали кухню – расставили оборудование таким образом, чтобы работники не мешали друг другу, а производство продукции стало конвейерным, то есть цикл производства по задумке должен был стать непрерывным. Удалось! Популярность заведения существенно возросла, доходы пошли.

Как основатели Макдоналдс потеряли бизнес?Ресторан Макдоналдс в Сан Бернардино

Эпоха Рэя Крока

В начале 50-х Макдональды активно закупали новое оборудование, в том числе, промышленные миксеры для приготовления молочных коктейлей. Одним из поставщиков оказался Рэй Крок, человек, который в будущем сыграет в судьбе Макдоналдса определяющую роль. Он удивился, почему небольшое, хоть и успешное кафе заказало у него сразу несколько мощных миксеров, способных готовить за раз по 8 порций коктейля, а увидев ресторанчик, просто в него влюбился. Предприимчивый Крок сразу понял, что это золотая жила, просто нужно ее немного расширить, сделать национальным достоянием, и тогда в карманы потекут миллионы.

Сами посудите, ожидание заказа на тот момент составляло около 40-60 секунд, при современных 1-5 минутах.

В том же году он предложил братьям сотрудничество по продаже франшиз по США, но поначалу наткнулся на непонимание. Мак и Дик уже пытались поторговать своим брендом, но не удачно – ранний Макдак был неплох, но не настолько, чтобы привлекать к себе десятки и сотни инвесторов. В итоге все-таки договорились, и уже к концу 50-х количество точек в Соединенных Штатах перевалило за сотню, а к 1961 г. Рэй выкупил все права на ресторан у братьев за 2 с небольшим миллиона долларов, став полноправным владельцем бренда.

Как основатели Макдоналдс потеряли бизнес?Рэй Крок на фоне своего ресторана

Одновременно с этим он немного изменил условия франшизы, разрешив основывать новые рестораны только на земле, находящейся в собственности его компании, что помогло усилить контроль над франчайзи. Это спасло бурно растущую сеть от денежных и репутационных потерь, а также поспособствовало гармоничному развитию бренда вплоть до наших дней.

Собственно, к 80-м годам Макдоналдс технически был уже примерно таким, как и в наши дни. Конечно, неоднократно менялись меню, но суть остается той же самой – вкусно, быстро, сравнительно недорого, ну да, по нашим меркам пообедать в Макдаке накладно, для американцев ценники нормальные, они привычные!

Признавайтесь, ели в Макдаке??

Все статьи по теме: #woh_это интересно

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy