Российско-белорусская «нефтяная война» заставляет главу РБ Александра Лукашенко посматривать в сторону Запада, с которым он может, в крайнем случае, пойти на сговор ради давления на Москву. Тем самым он желает показать, что имеются альтернативные источники поставок углеводородов. Эксперт Александр Класковский считает, что подобные «кульбиты» не дадут результат и за всей этой ситуаций виднеется «фигура дяди Сэма». Свои мысли аналитик изложил в статье для «Белорусских новостей».
Достроить нефтепровод, чтобы не возить цистернами
Автор подчеркивает, что в Кремле постоянно смешивают политику и экономику, выкручивая руки Минску зависимостью стабильных поставок энергоносителей от ускорения интеграции. Лукашенко не приемлет такого отношения, об этом сообщает «Экономическое обозрение».
И его упрямство в сохранении суверенитета и независимости дорого обходится: пока что купленные у Азербайджана два танкера сырой нефти не принесли облегчения, недостающие объемы приходится доставлять по дорогам в цистернах. А это чрезвычайно накладно и долго.
По словам Класковского, в полный рост встает застарелая проблема недостроенных трубопроводов из стран Балтии. Причем, как только упоминается этот проект, то сразу же всплывает Вашингтон. Представители Белого дома предлагают кредиты по низкой ставке для финансирования трубы-долгостроя из Балтики, чтобы помочь «бедной» Белоруссии избавиться от России.
Серьезны ли намерения Лукашенко?
По словам эксперта, ныне главной интригой двусторонних отношений является вопрос о том, действительно ли Минск бросает вызов российской нефтяной империи, пытаясь не просто диверсифицировать поставки, но и развить инфраструктуру, или просто хочет «позлить» Кремль?
Сомнение возникает уже на этапе сравнения мировых цен и стоимости российской сырой нефти: последняя гораздо ниже среднестатистической в отрасли. Поэтому в здравом уме серьезно решиться закупать дорогое зарубежное «черное золото» не может никто, тем более ратующий за соблюдение интересов государства.
В качестве доказательства несерьезности намерений Лукашенко по сотрудничеству с американцами и Прибалтикой, Класковский приводит в пример 2010 год, когда случился аналогичный кризис. Тогда про «альтернативу» тут же благополучно забыли сразу после того как стороны получили свое: Минск – нефть, а Москва – подпись Лукашенко под документами по единому экономическому пространству.
По словам автора, плохая новость для Лукашенко в том, что второй раз на подобный прием в Кремле уже не отреагируют и более идти у него на поводу не будут.