С давних пор на Руси люди привыкли подавать грошик нищему и пускали странника на ночлег. При монастырях были богадельни, где могли переночевать и бедные люди, а царь Борис Годунов в неурожайные годы бесплатно раздавал хлеб голодающим.
Но в конце XVII столетия состоятельные люди и высшие чиновники все чаще стали считать, что бездомные и нищие сами виноваты в своей беде, потому что ленятся работать. Тогда в 1682 году царь Федор Алексеевич Романов издал указ, принуждающий нищих работать в домах трудолюбия. Но царя скоро не стало, и его дело продолжил Пётр I. Тот считал (весьма здраво), что в стране не должно быть бездельников, не приносящих вклад в общее благо. Поэтому нищенство было объявлено общественным злом, а подавать нищим копеечки запретили под угрозой большого штрафа.
Бродяг и бездомных Петр приказал поселить в смирительные дома, заставив их там работать.
Три копейки на человека
В очередной раз о бедных и нищих власти вспомнили во времена правления Екатерины II. В 1775 году императрица приказала сначала в Москве, а потом и в других городах учредить работные дома для житья нищих, которые сами не способны заработать деньги на своё содержание.
Обитателям этих домов давали работу, за которую они получали ночлег, еду и одежду. Кроме того, независимо от проделанной работы, им ежедневно выдавали по 3 копейки на человека. В то время это было немало, так как прядильщик на суконном предприятии зарабатывал за день 4,5 копейки.
Воспитание трудом
Сначала в России работные дома использовались правительством, чтобы содержать в них бездомных и нищих. Но с 1781 года в них стали поселять осужденных воров, укравших не более 20 рублей. Поэтому первый работный дом в столице уже через 10 лет после их основания стал выполнять функции исправительно-трудовой колонии, которая через 100 лет, в 1780 году, была преобразована в известную Матросскую Тишину.
Пятиэтажный корпус во внутреннем дворе «Матросской тишины». Кадр из х/ф «Путевка в жизнь»
В начале XIX столетия работных домов, помогающих бедным людям, не хватало, особенно в Москве и Петербурге. В эти города в неурожайные годы приходило за помощью много обнищавших крестьян. Но царское правительство по-прежнему считало, что в работные дома нужно заселять осуждёнными ворами.
Во времена Николая I проживание в работном доме приравнивалось к ссылке на поселение, там осуждённые сидели от 2 месяцев до 2 лет. Всех заключённых, в зависимости от их вины, разделяли на высшие и низшие разряды. Первые выполняли лёгкую работу и получали треть своего заработка. Вторых зачисляли в высший разряд после 4 месяцев.
Правительство надеялось, что принудительный труд перевоспитает нищих, бродяг и мелких жуликов. Но на самом деле работы всем не хватало, и жильцы таких домов больше пьянствовали, чем работали. Поскольку власти не могли справиться с этой проблемой, нищим и бедным людям помогла общественность.
Богоугодные заведения
В 1833 году русский промышленник Анатолий Демидов, став совершеннолетним, передал 500 тысяч рублей на строительство дома призрения трудящихся, там работали лишь по желанию. В то время в домах бедных девушек обучали профессиям, их полностью обеспечивали.
Демидовский дом трудолюбия. Главный корпус. 1833 год
В этом доме промышленника проживало около полсотни женщин и ещё примерно двести каждый день приходили на работу. Их кормили, давали инструменты и материал для работы. При доме открыли первый детский сад, там детей тоже кормили и одевали.
В 1839 году открылась школа, где обучали девочек мастерству, кормили бедных и больных людей. Затем появились ещё нескольких филиалов дома, а в 1894 году он был переоборудован в первое в России женское коммерческое училище.
2. В 1864 году Александра Стрекалова организовала в столице приют для детей, который материально поддерживали крупные промышленники братья Рукавишниковы. Через несколько лет в приюте организовали 8 мастерских, там учили мастерству больше ста детей.
Занятие в школе Рукавишниковского приюта
После окончания обучения совершеннолетним выпускникам выплачивали денежное пособие, давали инструмент и одежду. На протяжение 3-х лет их опекали сотрудники приюта и давали им безвозмездно ссуду на открытие своего дела.
Плотницкая мастерская Рукавишниковского приюта
3. В 1881 году Иоанн Кронштадтский организовал сбор денег на постройку дома трудолюбия в Кронштадте, в основном спонсорами были представители семейства Романовых.
Иоанн Кронштадтский, 1890 год
Дом открыли через год, сначала его обитатели щипали пенку из старых канатов, из которых изготовляли сети, гамаки и шпагат. В доме также склеивали бумажные пакеты, конверты и коробки. Женщины вышивали и шили модные платья на заказ.
Женщины за шитьём в доме трудолюбия в Кронштадте
Потом открыли мастерские, где изготовляли обувь, мебель, одежду и предметы домашнего обихода, там работали почти сто человек. В заведение кормили, позже появился сиротский приют с детским садом и летней загородной дачей.
4. В конце 1880-х годов построили ночлежный дом в три этажа, открыли богадельню для пожилых женщин. В доме появилась начальная школа для детей, а по воскресеньям там обучались взрослых шитью и рукоделию.
Ночлежный дом Бугровых
В 1909 году появилось ремесленное училище. На всё это вносили деньги спонсоры, в том числе и Кронштадтский, всего он отдал больше 700 тысяч рублей. Всего в России в конце XIX столетия было более 130 домов трудолюбия.
Как вы считаете, нужны ли такие заведения в современной России?