Новая реформа Пенсионного фонда России: что в 2023 году ждет пенсионеров, работающих граждан и льготников

0 0

Правительство официально объявило о плане слияния двух государственных внебюджетных фондов: Пенсионного (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Серьезность этих намерений подтверждается несколькими весьма объемными законопроектами, которые по этому поводу опубликовал Минтруд. Реформу намечено провести уже в следующем 2023 году.

А поскольку деятельность ПФР и ФСС затрагивает огромное количество людей (это и пенсионеры, и работающие граждане, и различные федеральные льготники), возникает вполне логичный вопрос: как скажется это объединение на них?

Сразу отмечу, что правительством запланированы не только формальные, но и действительно важные изменения, которые в итоге отразятся на кошельках большинства россиян.

Итак, разберем ключевые моменты предстоящей реформы, опираясь в первую очередь на опубликованный Минтрудом России 28.01.2022 г. Проект Федерального закона «О государственном внебюджетном фонде "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации"».

1. Кто будет назначать и платить пенсии, а также предоставлять другие федеральные льготы?

Вместо отдельных ПФР и ФСС предполагается создать Фонд пенсионного и социального страхования РФ (сокращенно — Социальный фонд России). По проекту он будет выполнять все те же функции, что сейчас возложены на ПФР и ФСС соответственно — то есть:

— назначать и выплачивать страховые пенсии (по Закону № 400-ФЗ), а также государственные и социальные пенсии (по Закону № 166-ФЗ) и дополнительное материальное обеспечение, предусмотренное федеральным законодательством (выплаты пенсионных накоплений, социальные доплаты к пенсиям, ЕДВ и т. д.),

— назначать и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и профессиональными заболеваниями на производстве,

— предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд до санатория и обратно (в рамках набора социальных услуг),

— обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации и т. д.

При этом в законопроекте оговаривается, что после создания нового Фонда прежние обязательства ПФР и ФСС не прекращаются — поэтому все ранее назначенные пенсии и пособия будут выплачиваться в прежнем режиме, только уже Социальным фондом РФ.

2. Что будет из себя представлять новый объединенный фонд?

Социальный фонд останется в статусе «государственного внебюджетного фонда» — в ГК РФ планируется ввести, наконец, этот термин и дать его легальное определение.

Структура его принципиально не изменится: оставят центральный аппарат (во главе с Председателем и Правлением), территориальные органы, а также центры реабилитации, которые станут обособленными подразделениями Фонда.

Прием граждан будет вестись в единых клиентских службах. Вводится новый орган управления — Наблюдательный совет (для обеспечения прозрачности управления единым Фондом).

В его состав (из 7 человек) будут входить представители Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представители ГосДумы, Совета Федерации и Председатель Фонда.

3. Как изменится порядок уплаты страховых взносов?

Планируется ввести единый тариф: вместо отдельных взносов в ПФР (22%), ФСС (2,9%) и ФОМС (5,1%) работодатели будут перечислять единый платеж в казначейство (30%), а оно распределит взносы по направлениям (на пенсионное, социальное и медицинское страхование).

При этом предельную базу для начисления единого тарифа повысят: она станет максимальной, как для пенсионного страхования (тогда как для ФСС она сейчас ниже — 1,032 млн рублей по сравнению с 1,565 млн рублей для ПФР).

Это значит, что работодателям придется больше платить на соцстрахование (оплату больничных листов и т. д.), поскольку взносы начисляются с заработка до тех пор, пока он не достигнет суммарно в течение календарного года предельной базы.

Сверх предельной базы взносы тоже будут начислять — в размере 15,1% (10% на пенсионное страхование и 5,1% — на медицинское).

Но эти платежи не отразятся на конкретном работнике, т. к. идут на солидарную выплату поколениям, а не копятся на его индивидуальном лицевом счете (ст. 425 НК РФ, ст. 22 Закона № 167-ФЗ).

4. Какие нововведения предусмотрены для тех, кто работает по гражданским договорам?

Работающих не по трудовому, а по гражданско-правовому договору (подряда или возмездного оказания услуг) предполагается включить в круг застрахованных лиц по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

Это значит, что те, на кого они работают, будут платить взносы не только на пенсионное страхование, но и на социальное.

Поэтому такие работники смогут получать пособие по больничному листу, по уходу за ребенком и т. д.

Оговаривается, что на граждан, оформленных в качестве самозанятых, это требование не распространяется (т. е. по-прежнему они освобождаются от уплаты взносов на обязательное социальное страхование)

5. Как отразится объединение Фондов на размере пенсий и других пособий?

Как видно, размеры и порядок уплаты взносов на пенсионное страхование не меняются, а Социальный фонд остается государственным учреждением, которое финансируется прежде всего, за счет федерального бюджета.

Поэтому слияние Фондов не приведет к снижению размеров пенсионных выплат.

Что касается пособий по больничному листу и в связи с рождением ребенка, то Минтруд прогнозирует их повышение за счет того, что с работодателей будут взимать больше взносов на социальное страхование.

Однако стоит учитывать, что страховые взносы, которые нужно будет заплатить нашим работодателям, планируются в составе фонда оплаты труда.

Поэтому чем больше организации придется платить взносов за своих работников, тем меньше возможностей у нее останется для повышения заработной платы. А это серьезная ложка дегтя для работников.

© Сивакова И. В., 2022 г.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy