Абхазия — это регион с уникальными природно-климатическими характеристиками и неудивительно, что на протяжении последних двух веков сначала Российская Империя, а затем и СССР вкладывали в неё колоссальные средства. В те годы это казалось отличной инвестицией.
Транспортная инфраструктура, промышленность, энергетика (во многом зелёная, завязанная на двух десятках крупных и малых ГЭС) и огромный номерной фонд в виде сотен санаториев и пансионатов. По степени благоустройства Абхазия могла соперничать с Крымом, но что осталось от 200-летнего наследия спустя 30 лет независимости?
Одно из первых, что бросается в глаза непривыкшему к особенностям региона туристу — это большое количество брошенных на берегу моря советских высоток. Для жителя России сложно поверить, что на первой береговой линии, в черте города — может быть хоть что-то бесхозное.
Но здесь подобное в порядке вещей. Покинутые и недостроенные, теперь их используют как альтернативу вышкам сотовой связи и единственные кабели электропитания, тянутся к «антеннам на крыше». Остальные коммуникации давным-давно срезали и сдали в приёмку металлолома.
К слову, об энергетике. Электроэнергия в Абхазии очень дешёвая и один из столпов имеющегося благополучия республики — это Ингури ГЭС.
Она обеспечивает более 90% всех потребностей региона в электричестве.
В советские годы, для баланса и распределения мощностей существовали два десятках малых гидроэлектростанций, часть из которых, построили ещё в дореволюционную пору. Но к настоящему моменту, запасных источников электроэнергии нет и всё зависит от бесперебойных поставок с Ингури, которую обслуживает (внимание, какая неожиданность) Грузия.
Персонал, на станции даже на абхазской стороне (части ГЭС оказались поделены между странами) — получает зарплату в грузинских лари.
О потребителях. Хорошей, если можно так сказать, стороной вопроса с электроснабжением региона является тот факт, что от промышленности здесь практически ничего не осталось.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что этот участок восстановлен в 2008 году силами российских железнодорожных войск. Походу, вышел срок десятилетней аренды и местные власти решили, что дороги будет достаточно и до столицы, а остальное — можно разобрать.
К сожалению, мне не удалось найти информацию о том, был ли возвращён двухмиллиардный кредит, взятый у России в 2009 году на восстановление железной дороги. Что-то мне подсказывает, что нет.
Обзорному рассказу про увядающую красоту абхазского участка ЗКЖД я хотел посвятить спецпроект, но для полноценного материала нужно ехать в Абхазию снова. А этого делать, совершенно не хочется. Великолепные ЖД вокзалы так и останутся без аэрофотосъёмки и видеофиксации, но что же, ничего страшного. Есть и другие страницы исчезающей истории СССР, что требуют внимания и освещения.
Более подробно о каждом из мест читайте в разделе: #urbexabkhazia (подробные фоторепортажи в количества свыше 80 публикаций)