Как с помощью куска мела американский предприниматель увеличил производительность труда в 2 раза

0 0

Между прочим, этот способ очень даже использовали в советское время.

Чарлз Шваб — американский промышленник, владелец одной из крупнейших металлургических компаний мира.

Эпизод про кусок мела описывается во многих учебниках по менеджменту, так как является наглядным отражением человеческой психологии.

Дело было так …

Однажды Чарлз обратил внимание, что в одном из цехов недовыполняли план производства.

Он спросил у начальника цеха:

— Если ты такой хороший руководитель, то почему норму не выдаете?

А начальник цеха ему и ответил:

— Да чего только я не делал, и угрожал, и матерился, и грозился уволить. Не работают, навуходоносоры, и всё!

Эта беседа проходила в конце первой рабочей смены.

— Эй, товарищ! — крикнул Шваб проходящему мимо рабочему. — Сколько плавок вы сегодня выполнили?

— Шесть, как с куста! — ответил рабочий.

— Любо! — похвалил его Шваб, а потом взял кусок мела и нарисовал на полу большую цифру 6.

И ушел.

Когда на работу заступила вторая смена, то они поинтересовались у первой смены — что это за цифра 6 на полу.

Те и рассказали, мол, приходил очень важный начальник "из конторы", спросил про количество выполненных плавок, ему сказали, а он нарисовал на полу цифру 6.

На следующее утро Шваб снова пришел в цех и увидел, что вместо цифры 6 уже красовалась цифра 7. Это рабочие второй смены решили перевыполнить работу первой смены, чтобы начальство это заметило.

Когда первая смена увидела цифру 7, то они дружно решили:

— Товарищи! Не посрамим свою честь, выдадим сегодня 8 плавок, дабы закрома нашего капиталиста были пополнены!

И очень быстро цех обогнал все другие цеха по перевыполненному плану, дойдя до уровня 12 плавок.

Какой принцип здесь был применен?

Сам Чарлз Шваб объяснял это таким образом:

— Чтобы дать подъем делам, нужно стимулировать конкуренцию. Стимулировать конкуренцию можно любыми способами, но в данном случае это было обычное желание быть лучше других".

Очень умный ход Шваба — и деньги сэкономлены, и производительность за счет "желания быть лучше" повышена.

***

Когда я был маленький, то частенько на рыбалке или на покосе мои дедовья (мой дед и его брат) рассказывали, как они работали в молодости. Именно они были тем поколением, кто в 50-е, 60-е, 70-е года пополнял закрома родины зерновыми на благо всего советского общества.

Много интересного я услышал в беседах "у костра". К примеру, в те годы была "дикая гонка" за показателями. Трактористы соревновались между собой в бригаде, бригада соревновалась с другой бригадой, отделение колхоза (потом совхоза) соревновалось с другим отделением, совхоз соревновался с другими совхозами.

Деды, как и все, перевыполняли планы, но зажиточными так и не стали, так как на доходе это особо не сказывалось. Но зато за работу можно было получить медаль, значок, грамоту, переходящий вымпел. А если быть близко к начальству, то и путевку в одну из стран Восточной Европы.

Они были как те американские рабочие, которые просто хотели быть лучше.

Так и было, хотелось быть лучшим, чтобы хоть как-то выделяться, так как быть "отстающим" было стыдно.

фото из семейного архива

***

Сегодня я вообще такого не представляю.

— А давайте перевыполним план! — скажет руководитель. — Давайте утрём нос соседней бригаде!

— А что нам за это будет? — зададут резонный вопрос рабочие.

— Грамота и уважение в нашем большом и дружном коллективе!

— Не. Мы так не играем!

Не работает уже эта система "быть лучше просто так". Грамота, значок, медаль, похвала: если они ничего не дают, то уже и даром не нужны.

Даже в работе со школьниками я уже замечал, что школьники "переели" грамот и прочих похвальных листов, а потому уже отвечают:

— И зачем мне эта грамота? Давайте главным призом будет хотя бы шоколадка.

Грамота уже должна иметь какой-то бонус. Например, дополнительные баллы на ЕГЭ.

Такой вот меркантильный у нас стал мир.

Смог бы сегодня этот Чарлз Шваб так запросто увеличить производительность, лишь взыграв на чувствах?

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy