Между прочим, этот способ очень даже использовали в советское время.
Чарлз Шваб — американский промышленник, владелец одной из крупнейших металлургических компаний мира.
Эпизод про кусок мела описывается во многих учебниках по менеджменту, так как является наглядным отражением человеческой психологии.
Дело было так …
Однажды Чарлз обратил внимание, что в одном из цехов недовыполняли план производства.
Он спросил у начальника цеха:
— Если ты такой хороший руководитель, то почему норму не выдаете?
А начальник цеха ему и ответил:
— Да чего только я не делал, и угрожал, и матерился, и грозился уволить. Не работают, навуходоносоры, и всё!
Эта беседа проходила в конце первой рабочей смены.
— Эй, товарищ! — крикнул Шваб проходящему мимо рабочему. — Сколько плавок вы сегодня выполнили?
— Шесть, как с куста! — ответил рабочий.
— Любо! — похвалил его Шваб, а потом взял кусок мела и нарисовал на полу большую цифру 6.
И ушел.
Когда на работу заступила вторая смена, то они поинтересовались у первой смены — что это за цифра 6 на полу.
Те и рассказали, мол, приходил очень важный начальник "из конторы", спросил про количество выполненных плавок, ему сказали, а он нарисовал на полу цифру 6.
На следующее утро Шваб снова пришел в цех и увидел, что вместо цифры 6 уже красовалась цифра 7. Это рабочие второй смены решили перевыполнить работу первой смены, чтобы начальство это заметило.
Когда первая смена увидела цифру 7, то они дружно решили:
— Товарищи! Не посрамим свою честь, выдадим сегодня 8 плавок, дабы закрома нашего капиталиста были пополнены!
И очень быстро цех обогнал все другие цеха по перевыполненному плану, дойдя до уровня 12 плавок.
Какой принцип здесь был применен?
Сам Чарлз Шваб объяснял это таким образом:
— Чтобы дать подъем делам, нужно стимулировать конкуренцию. Стимулировать конкуренцию можно любыми способами, но в данном случае это было обычное желание быть лучше других".
Очень умный ход Шваба — и деньги сэкономлены, и производительность за счет "желания быть лучше" повышена.
***
Когда я был маленький, то частенько на рыбалке или на покосе мои дедовья (мой дед и его брат) рассказывали, как они работали в молодости. Именно они были тем поколением, кто в 50-е, 60-е, 70-е года пополнял закрома родины зерновыми на благо всего советского общества.
Много интересного я услышал в беседах "у костра". К примеру, в те годы была "дикая гонка" за показателями. Трактористы соревновались между собой в бригаде, бригада соревновалась с другой бригадой, отделение колхоза (потом совхоза) соревновалось с другим отделением, совхоз соревновался с другими совхозами.
Деды, как и все, перевыполняли планы, но зажиточными так и не стали, так как на доходе это особо не сказывалось. Но зато за работу можно было получить медаль, значок, грамоту, переходящий вымпел. А если быть близко к начальству, то и путевку в одну из стран Восточной Европы.
Они были как те американские рабочие, которые просто хотели быть лучше.
Так и было, хотелось быть лучшим, чтобы хоть как-то выделяться, так как быть "отстающим" было стыдно.
фото из семейного архива
***
Сегодня я вообще такого не представляю.
— А давайте перевыполним план! — скажет руководитель. — Давайте утрём нос соседней бригаде!
— А что нам за это будет? — зададут резонный вопрос рабочие.
— Грамота и уважение в нашем большом и дружном коллективе!
— Не. Мы так не играем!
Не работает уже эта система "быть лучше просто так". Грамота, значок, медаль, похвала: если они ничего не дают, то уже и даром не нужны.
Даже в работе со школьниками я уже замечал, что школьники "переели" грамот и прочих похвальных листов, а потому уже отвечают:
— И зачем мне эта грамота? Давайте главным призом будет хотя бы шоколадка.
Грамота уже должна иметь какой-то бонус. Например, дополнительные баллы на ЕГЭ.
Такой вот меркантильный у нас стал мир.
Смог бы сегодня этот Чарлз Шваб так запросто увеличить производительность, лишь взыграв на чувствах?