Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

0 0

Прогулки на лыжах иной раз могут преподнести совершенно неожиданные находки. Катаясь по замёрзшим затонам и рекам, куда летом не проберёшься иначе, чем на лодке, нередко натыкаешься то на брошенный корабль, то на оставленную турбазу, к которой давно заросли все дороги по суше, а то и просто на красивый пейзаж, мимо которого нельзя пройти, не достав фотоаппарат.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

«Остатки более развитой цивилизации» порой находишь в самых неожиданных местах, и самолёты иногда попадаются даже в сельской местности.

Один из УТС (учебно-тренировочных самолётов) нам посчастливилось увидеть на окраине леса близ крупного села под Самарой.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

На хвосте ярко краснела звезда, корпус и кабина поблёскивали на солнце, по краям от неё красовалась цифра «22», а сам присыпанный снегом самолёт, казалось, отдыхал на небольшом земляном возвышении.

С двух сторон от него из-под снега торчал забор из колючей проволоки, но сбоку к самолёту можно было подойти совершенно свободно, что мы, конечно, и сделали.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

Как удалось узнать, AERO L-22 «Дельфин» (а именно так называется эта модель) разработали в Чехословакии в 1956–1959 году. Реактивная авиация в этот период пока ещё не стала такой распространённой и курсантам лётных училищ было нелегко «пересаживаться» с поршневых (винтовых) самолётов на реактивные. Нужно было простое в управлении, надёжное и лёгкое судно. За его разработку и взялся инженер Зденек Рублич с группой единомышленников, и в 1959 году в социалистической республике появился первый собственный реактивный самолёт. Первый полёт осуществил в апреле того же года лётчик-испытатель Рудольф Духон.

В 1961 году «Дельфин» выиграл конкурс на разработку единого УТС в странах Варшавского договора. С этого момента началось серийное производство L-22, которое продолжалось следующие тринадцать лет. Всего было выпущено 3665 самолётов различных модификаций и изменений.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

L-22 отличился дешевизной, технологичностью и простотой в управлении. Кроме того, он мог взлетать с грунтовых аэродромов, что способствовало его распространению в учебных центрах ДОСААФ. В 1964 лётчица Марина Попович установила на «Дельфине» мировой рекорд скорости для самолётов такого типа. На дистанции 100 километров ей удалось разогнаться до 600км/ч. Тогда же самолёт получил золотую медаль на Машиностроительной ярмарке в Бурно, а в 1965 и 1967 блестяще «выступил» на Международном Парижском авиасалоне.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

Скоро в учебных центрах L-22 стал заменять более старые винтовые Як-30. Курсант мог управлять этим самолётом самостоятельно уже после 13 часов полётов с инструктором! За то, что многие будущие пилоты начинали свой путь именно с него и за небывалую простоту управления самолёт прозвали «летающей партой» и «летающей коляской».

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

С 1966 его использовали для первоначального обучения в 21 учебном центре, в том числе и в Куйбышевском. Остатки аэродрома этого центра можно видеть и сегодня неподалёку. До 1998 года здесь располагался аэроклуб, позже закрытый и восстановленный уже на другом месте в селе Бобровка. Авиапарк клуба к тому времени состоял из Ан-2 и вертолётов Ми-2. «Ветеран» же L-22 остался здесь в качестве авиапамятника.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Остатки построек аэродрома ДОСААФ

«Дельфина» экспортировали в более чем 15 стран мира. Кроме учебных и тренировочных полётов самолёт использовали и на войне. L-22 воевал в Нигерии и арабо-израильской войне 1973 года, Афганистане, Нагорном Карабахе, Чечне и Южной Осетии.

Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»Наткнулся на брошенный самолёт во время прогулки по лесу. Как он здесь оказался? История «летающей парты»

Судя по старому фото (взято с ЖЖ) за последние два года самолёт лишился своего вооружения (это были пусковые установки для ракет С-5). От большего же ущерба его спасает удалённость от городов и охрана бывшего аэродрома, на котором теперь находится стрельбище.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy