Астрономы не обнаружили признаков разумной инопланетной жизни в центре Млечного Пути

Сосредоточенные на обнаружении радиосигналов и «техносигнатур», поиски разумных внеземных цивилизаций (SETI) так и не привели к стоящим результатам. Новое исследование не дает больше доказательств существования такой развитой внеземной жизни, но помогает разработать лучшую методику поиска. Каким бы ни был результат, центр галактики остается лучшим выбором, чтобы надеяться (однажды) обнаружить признаки другой цивилизации.

Гипотеза о существовании цивилизаций, отличных от нашей, не нова, поскольку она выдвигалась с древности. С тех пор поиск разумных внеземных цивилизаций играет важную роль в астрономии. Этот поиск в основном направлен на обнаружение радиосигналов, которые может излучать другая цивилизация из своего местоположения во Вселенной. Эти сигналы могли бы стать потенциальным ранним индикатором «технологического вида».

Поэтому многочисленные проекты работали в этом направлении, но ни один из них не привел к выводу о существовании внеземной жизни. Или, точнее, наличие разумной жизни, способной излучать радиоволны, что стало бы убедительным доказательством существования другой технологической цивилизации. Если при поиске жизни основное внимание уделяется «биосигнатурам», то эти доказательства ученые называют «техносигнатурами».

Поскольку радиоволны могут производиться естественным путем, некоторые исследователи не считают их техносигнатурами. Однако новое исследование (четвертое в серии поисков низкочастотных техносигнатур) сфокусировано на обнаружении этих волн.

Телескоп Murchison Widefield Array (MWA) в Австралии сканировал небо в течение семи часов на протяжении двух ночей. Датчики для приема радиосигналов были направлены на галактический центр, в центре которого находится Стрелец А* — сверхмассивная черная дыра в сердце нашей галактики. Целью сканирования были 144 экзопланетные системы, но также был проведен слепой поиск более 3 миллионов звезд вблизи галактического центра с частотой 155 МГц.

Массив Murchison Widefield Array (MWA), расположенный в пустыне Западной Австралии. © Наташа Херли-Уокер, ICRAR-Curtin (2012)

Хотя авторы заключают, что никаких правдоподобных техносигнатур обнаружено не было, это не означает, что сигнал, который можно было бы обнаружить, никогда не появится. Каждое исследование продвигает исследования в методологии, и следующей целью является расширение целевой области: «Однако прежде чем мы дойдем до поиска техносигнатур на всем небе, необходимо преодолеть ряд вычислительных проблем, и эти исследования дали представление о том, как достичь этой цели с помощью апертурной решетки«, — пишут авторы.

Выбор центра нашей галактики не является тривиальным. Именно здесь находится максимальная концентрация звезд и планет (во всех направлениях). Поэтому именно здесь вероятность обнаружения разумной внеземной жизни наиболее высока. Однако исследователи отмечают, что этот аргумент не только благоприятен: «Высокая плотность звезд в Галактическом центре означает, что катаклизмические события, такие как звездные сверхновые и вспышки магнетаров, с большей вероятностью будут воздействовать на экзопланеты в Галактическом центре, потенциально уничтожая любую жизнь на их поверхности«, — сообщают они. Это также будет благоприятствовать пролетам звезд, которые могут нарушить процесс формирования планет.

Однако похоже, что баланс все же в пользу галактического центра, поскольку большинство планет, на которых может существовать жизнь, находятся в глубине галактики. Действительно, несмотря на возможные опасности галактического центра, исследование 2021 года показывает, что он остается лучшим выбором.