Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочий

0 6

Своей главной задачей российские революционеры считали улучшение условий жизни рабочих и крестьян. Но действительно ли рабочие жили плохо? И что из предметов роскоши они могли себе позволить?

Зарплата

Зарплата рабочих в Российской империи была невысока, но очень различалась в зависимости от квалификации, специализации и места жительства трудящегося.

Работницы карточной фабрики

Так, например, в 1913 году дворник получал около 18 рублей, красильщик — 28 рублей, слесарь — 56 рублей (по данным Счетной палаты). Средняя зарплата рабочего составляла примерно 23 рубля в месяц или 276 рублей в год.

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийПодростки, работающие в обувной мастерской

Во время визита в США Хрущев вспоминал: «Как слесарь до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц». По его словам, он мог себе позволить снять квартиру, хорошо одеваться и питаться. Но сколько пришлось бы работать Хрущеву, чтобы приобрести автомобиль или дом?

Автомобили и летательные аппараты

Компания «Русо-Балт» была известнейшим производителем автомобилей в Российской империи. Компания выпускала несколько моделей, которые отличались двигателем, кузовом и другими конструктивными элементами.

Самой дешевой и массовой машиной «Русо-Балта» считалась модель К-12 (около 5500 рублей), самой дорогой — модель С-24 (в среднем стоившая 7500 рублей).

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийАвтомобиль «Русо-Балт»

Основными покупателями автомобилей были члены императорской семьи и богатейшие люди России. Известно, что автомобилями «Руссо-Балт» владели император Николай II, великий князь Константин Константинович, князь Борис Голицын, граф Сергей Витте.

Простому рабочему этот предмет роскоши был не по карману. При средней зарплате в 276 рублей в год на самый простой автомобиль рабочий копил бы 20 лет (при условии, что в копилку шла вся зарплата целиком).

Помимо автомобилей в Российской империи продавали аэропланы и гидросамолеты. Они стоили почти в два раза дороже автомобилей — около 9300 рублей. На летательный аппарат рабочий откладывал бы 34 года.

Дома и квартиры

До революции дома, квартиры и даже углы или койки чаще всего снимали. Купить или построить недвижимость могли только самые обеспеченные люди. Цены очень кусались.

Многие рабочие переезжали в город из сел. Вернувшись в деревню, они могли возвести дом. Согласно смете стоимость постройки кирпичного «крестьянского домика» площадью около 70 м² составляла 920 рублей (из «Трудов местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности», Нижегородская губерния, 1903 год). То есть, откладывая всю зарплату, рабочий накопил бы на домик за 4 года.

Квартиры почти не продавались. Многоэтажки в городах чаще всего строили для сдачи внаем (доходные дома, ночлежные дома). Квартиры в доходных домах очень различались, а их стоимость зависела от расположения дома, количества комнат, удобств, этажа.

В среднем, в начале XX века за квадратный аршин (0,5058 м²) в петербуржской квартире платили около 25 копеек. Таким образом аренда 50-метровой квартиры обошлась бы в 25 рублей в месяц. Рабочие не могли себе позволить подобное жилье, поэтому чаще всего снимали комнату или угол, обходившиеся гораздо дешевле.

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийДореволюционный ночлежный дом для бедных

Кроме того, многие заводы и фабрики обеспечивали сотрудников бесплатным жильем, условия в котором, правда, были далеки от комфортных.

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийРабочие казармы в Российской империи

Техника

Начало XX века — время научно-технического прогресса, когда такие новинки, как фотокамеры, граммофоны, патефоны, велосипеды, пишущие и швейные машинки, начинали входить в широкий обиход.

Все они стоили недешево. Так, например, граммофоны продавали за 35-100 рублей, патефоны — за 40-60 рублей, швейные машинки — за 50 рублей. Цена велосипеда в конце XIX века составляла около 150 рублей. В начале XX века двухколесные машины подешевели до 100 рублей в среднем.

Цены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийЦены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийЦены на дома, автомобили и другую роскошь в царской России. Что мог себе позволить простой рабочийРеклама из журнала «Огонек», 1912—1914 годы (листайте галерею)

Откладывая все заработанное, рабочий мог бы накопить на велосипед примерно за два месяца, а патефон приобрести за месячную зарплату.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:

Как жили и сколько зарабатывали чиновники в царской РоссииИстории об истории23 марта 2018Кто получал пенсии в царской РоссииИстории об истории23 июля 2018

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy