Содержание страницы
Мы играем в игры по разным причинам – кто-то ради веселья, кто-то ради достижений, а для кого-то это форма эскапизма. Однако существуют тайтлы, после прохождения которых невольно начинаешь замечать, что остальные игры выглядят уже не такими трудными. Иногда дело в завышенной сложности этих тайтлов, а иногда в уникальных геймплейных механиках, позволяющих взглянуть на игры в целом под новым углом.
Если вы тоже проводили десятки часов в серии Arkham, а затем за считанные минуты освоились в Shadow of Mordor, то вы понимаете, о чём идёт речь. Тем не менее, вещи вроде Unreal Engine ниже упоминаться не будут, поскольку умение использовать эксплойты знакомого движка в новых играх – это не совсем те геймерские навыки, ради которых создавалась сегодняшняя подборка.
Вместо этого мы поговорим об играх, благодаря которым у нас развиваются полезные в этой сфере умения – мы начинаем лучше прицеливаться и быстрее реагировать на виртуальное окружение, более осторожно вести себя в тесных и закрытых помещениях, а также мыслить вне привычных шаблонов. Поэтому самое время вооружиться контроллером, мышкой, джойстиком или любым другим геймпадом и галопом пронестись по играм, которые сделают вас более опытными геймерами.
Overwatch
Перед тем как разгорится очередной спор между фанатами Team Fortress 2 и Overwatch, стоит пояснить, что всё сказанное в этом пункте в той или иной степени применимо ко всем командным шутерам, включая Overwatch, TF2, Paladins и прочие.
Большинство шутеров от первого лица полагаются на личные умения одного-единственного игрока – от его реакции до навыков прицеливания, тогда как командные шутеры развивают в нас умение работать в команде, прислушиваться к своим товарищам и на ходу корректировать тактику игры, если это необходимо. В качестве иллюстрации лучше всего подходит именно Overwatch, поскольку её поклонники часто говорят, что у них «мозги заточены под Overwatch», подразумевая, что они досконально изучили каждую геймплейную фишку тайтла.
Идеальным примером того, как Overwatch отличается от прочих шутеров от первого лица, станет эпизод с популярным стримером Dr. Disrespect. Каким бы опытным игроком он ни был, в Overwatch он поначалу испытывал серьёзные проблемы, поскольку его реакция была не так важна, как умение применять контртактику и пользоваться преимуществом окружения.
Вы можете обходить по количеству убийств всех членов своей команды, но если вы действуете обособленно от них, то вас, скорее всего, ждёт поражение. Если вы играете за героя, которого успешно контрят сразу несколько членов вражеской команды, то и в этом случае вы проиграете. В Overwatch необходимо думать о тактике, с умом подходить к выбору персонажа и действовать в синергии с напарниками, что в сумме даёт исчерпывающее представление о слаженной работе в команде.
Civilisation
Серия Sid Meier’s Civilisation лучше прочих тайтлов обучает игроков тщательному планированию и грамотному управлению ресурсами. Эту формулу пытались повторить многие проекты – некоторые подчистую копировали механики Civilisation, тогда как другие действовали более изобретательно (например, Animal Crossing: New Horizons и Stardew Valley).
Но превзойти родоначальника жанра не удалось никому. Взять хотя бы партии из Civilisation, которые иногда могут растянуться и на несколько недель. В ходе каждой партии необходимо держать в голове чёткий план следующих 10 ходов и иметь хотя бы общее представление о том, какими могут быть дальнейшие 100 ходов, заранее просчитывая действия противников и пытаясь отреагировать на них должным образом.
Таким образом, вам постоянно приходится учитывать десятки различных факторов, чтобы не отстать в развитии от оппонентов, а заодно и приблизиться к неуловимой, но желанной победе. Играть в Civilisation в фоновом режиме у вас просто не получится, поскольку любая партия требует от вас пристального внимания. Конечно, на лёгких уровнях сложности можно просто выбирать рекомендуемые варианты и забыть обо всех элементах стратегии, но на высокой сложности или в партии с реальными игроками вам придётся напрячь извилины.
Более того, Civilisation наглядно демонстрирует нам принцип альтернативных издержек (то есть упущенную выгоду при выборе одного из нескольких вариантов). Если вы играли в неё, то наверняка не раз ловили себя на мысли: «Если я выберу этот пункт, что я могу потерять в перспективе?». В современных тайтлах это встречается очень редко, а ведь это очень важный навык для прохождения любой игры даже с самой базовой механикой управления ресурсами.
Portal
Нравятся игры-головоломки? Тогда вы просто обязаны пройти Portal. Обе части – безоговорочные шедевры, а первая в своё время и вовсе стала революционной. Геймеры покупали сборник Orange Box от Valve только ради Half-Life 2 и её эпизодов, даже не зная, что внутри их ждёт настоящая жемчужина. Portal быстро обрела популярность, и на то были веские причины.
Она изменила подход к решению головоломок в 3D-пространстве, заставив геймеров воспринимать игровое пространство по-новому и приглядываться к мельчайшим деталям. Задачки в Portal проверяли интеллект игроков, и это был редкий пример успешного мейнстримного тайтла, который нужно было проходить не спинным мозгом, а головным.
Реиграбельность сюжетной кампании до сих пор остаётся под вопросом, но зато Portal может предложить испытания на время в различных тестовых комнатах, на которые можно с удовольствием потратить несколько дополнительных часов. Portal культивирует в геймерах нестандартное мышление, учит смотреть на окружающий мир под неожиданным углом и до сих пор вдохновляет десятки различных проектов, в которых смекалка важнее грубой силы.
Pikmin
Те, кто в своё время проходил Pikmin, прекрасно понимают, как он оказался в данной подборке. Дело в том, что одна из главных механик этого тайтл, как и в случае с Civilisation – это управление ресурсами.
Олдскульные геймеры сразу заметят сходство Pikmin и вышедшей намного раньше Lemmings. Суть обеих игр сводится к следующему: мы управляем толпой помощников, у каждого из которых есть уникальные умения, и пытаемся комбинировать их способности, чтобы выполнить определённую задачу на каждом уровне. Но Pikmin от других представителей жанра отличает одна важная деталь: суровый таймер.
Если в Civilisation почти на всех уровнях сложности можно тратить на обдумывание хода хоть целый месяц, то в Pikmin такой роскоши вы не увидите, поскольку на выполнение целей вам даётся строго ограниченное время. И пока индустрия всё сильнее полагается на игры с открытым миром, в которых геймеры могут никуда не торопиться и в своём темпе изучать окружение, Pikmin делает полностью противоположное: заставляет быстро принимать взвешенные решения.
Remnant: From The Ashes
Данная подборка не могла обойтись хотя бы без одной игры, вдохновлённой и во многом напоминающей бессмертную Dark Souls, и этой игрой стала небезызвестная Remnant. Несмотря на многочисленные сходства с франшизой Dark Souls, Remnant приятно удивляет и своими уникальными механиками.
В ней отсутствует упор на ближний бой и набившие оскомину перекаты. Вы, конечно, можете пройти Remnant, вооружившись мечом, но тогда мимо вас пролетит значительная часть геймплея, заточенная под использование огнестрельного оружия и его различных модификаций. В изучении особенностей каждого оружия и попытках приспособить его под свой игровой стиль и кроется заметная часть шарма Remnant.
Более того, это один из немногих проектов, вдохновлённых Dark Souls, в которых основная часть боёв по своей задумке ведётся на почтительном расстоянии, а потому ощущается свежо и необычно.
Отдельно стоит отметить и мультиплеерный формат, в котором игрокам необходимо действовать сообща, чтобы одолевать превосходящих по силе противников, а заодно проверять свою реакцию, навыки прицеливания и умение на лету подстраиваться к любым неожиданным ситуациям.
Fortnite
За несколько лет жанр королевской битвы захватил игровую индустрию, и значительную роль в этом сыграла Fortnite. Мало того, что Fortnite пошла против привычного формата и предложила геймера вид от третьего, а не от первого лица, но и сумела привлечь весьма разношёрстную аудиторию.
Со временем матчи в Fortnite становились всё более и более сложными для казуальных игроков, поскольку средний уровень навыков завсегдатаев мультиплеерного шутера возрастал с каждым днём. При этом залогом победы в игре являлась не только меткая стрельба, но ещё и управление ресурсами, а также быстрое возведение построек, где только от вашей скорости зависело, выиграете ли вы или проиграете.
В отличие от тайтлов вроде Overwatch, где за смертью следует обязательный респаун, Fortnite жёстко наказывает игроков за малейшие ошибки. В конце концов, как ещё мотивировать геймеров на прокачку реакции и навыков стрельбы, если не заставлять их из-за единого промаха искать новый матч? Fortnite можно назвать суровым тренировочным полигоном, на котором игроки успешно оттачивают свои навыки, понимая, что им придётся либо стрелять точно в цель, либо завершать матч на первых минутах.
Darkest Dungeon
Что касается тайтлов с менеджментом ресурсов, Darkest Dungeon – это один из самых недружелюбных к игрокам представитель жанра. Игра задумана таким образом, чтобы вы всегда чувствовали себя немного не в своей тарелке, переживая из-за недостатка еды, дров, оружия или зелий, которые вы взяли в очередной поход по подземельям. Из каждого предмета в инвентаре приходится выжимать максимальную пользу и применять его только в экстренных ситуациях, а иначе вашему отряду не выжить.
Но в Darkest Dungeon нужно внимательно следить не только за содержимым инвентаря, а ещё и за персонажами, которых вы набираете в свою группу. Во время забегов по подземельям почти все они доходят до грани нервного срыва и находятся буквально в двух-трёх ударах от смерти. Вы с самого начала находитесь в заведомо проигрышном положении, и именно такой расстановкой сил и уникальна Darkest Dungeon. Независимо от того, как хорошо вы прокачаете своих подопечных, рано или поздно отчаяние возьмёт над ними верх, и они либо сойдут с ума, либо погибнут.
Darkest Dungeon испытывает не только ваше умение выстраивать тактику в бою, но и вашу стойкость как игрока. Ведь когда на ваших глазах умирает уже третий или четвёртый отряд героев, к которым вы привязались, довольно сложно найти в себе мотивацию продолжать. Но если вы сумеете пересилить себя и пройти игру на самой высокой сложности, то вполне заслуженно испытаете прилив гордости за свои достижения.
Among Us
Основная часть игр из подборки тренирует наши механические навыки, нестандартное мышление и умение распоряжаться различными ресурсами, но Among Us идёт по совершенно иному пути.
Несмотря на свою колоссальную популярность, Among Us – не первая игра, построенная по формуле «один или два волка в овечьих шкурах пытаются скрытно уничтожить остальных членов команды». Однако Among Us тренирует в игроках аккуратность и умение убедительно лгать. Второе пригодится разве что в аналогах Among Us, а вот первое – это крайне полезный для любого геймера навык.
Пожалуй, ни в одной другой игре не требуется каждую секунду следить за всеми остальными игроками на карте и с предельной аккуратностью выполнять свои задачи, стараясь либо устранять своих товарищей, заручившись идеальным алиби, либо избегать безлюдных мест, где с вами может без свидетелей расправиться самозванец. Достаточно просто посмотреть на то, как в Among Us играют известные блогеры и стримеры, чтобы понять, что победа в матчах зачастую достаётся самым хитрым и аккуратным геймерам.
И поскольку победа в Among Us зависит не от удачи, а от стратегического мышления игроков, данный тайтл заслуженно попадает на третье место нашей подборки.
Dark Souls
Сразу оговоримся, здесь речь пойдёт обо всех играх со словами Dark Souls в названии, а также других тайтлах от FromSoftware, включая Bloodborne и Sekiro. Потому что развивают они примерно одни и те же навыки, но если упоминать каждый проект отдельно, то в список ничего кроме них и не поместится.
В игровом сообществе слова Dark Souls уже давно стали синонимичны с фразой «сложная игра». Любая из частей серии заставляет игроков десятки, а то и сотни раз проходить одни и те же бои, добиваясь от них идеального исполнения и при малейшей ошибке отправляя их к ближайшей точке сохранения. То есть вы либо безукоризненно сражаетесь, либо погибаете. И если вы надеетесь добраться до финальных титров, вам потребуется молниеносная реакция, безупречный тайминг парирования и умение считывать паттерны атак врагов.
Данная серия способна превратить казуального игрока в закалённого геймера; при этом любая игра, которую вы запустите после Dark Souls, будет ощущаться излишне лёгкой. Вы начнёте искать подвох даже там, где его и не может быть, и постоянно будете начеку, заранее готовясь к внезапным нападениям – настолько сильно вас изменят эти тайтлы.
Любой геймер, который знаком с работами FromSoftware не понаслышке, подтвердит, что после них обычные игры воспринимаются уже не так, как раньше.
Breath Of The Wild
Многие игроки прониклись тёплыми чувствами к недавнему шедевру под названием Legend of Zelda: Breath of the Wild. На перечисление всех его достоинств ушла бы отдельная статья, поэтому давайте сосредоточимся на том, какие геймерские навыки улучшает эта игра.
Авторов Breath of the Wild заслуженно хвалят за то, что те взяли формулу франшизы, которая не менялась десятилетиями, и выбросили из неё половину элементов, заменив их на более актуальные. В итоге получилась по-настоящему сложная игра с обилием боссов и даже рядовых противников, способных убивать протагониста с одного удара. Это, кстати, породнило её с Dark Souls, где вам тоже необходимо быстро уклоняться от ударов и ловить крошечное окно, чтобы атаковать оппонента, если вы не хотите погибать на каждой стычке.
Но прекрасна Breath of the Wild не только этим. Над некоторыми головоломками в храмах придётся хорошенько поломать голову, используя нестандартное мышление, как в Portal. А благодаря продвинутому физическому движку в какой-то момент вы начнёте понимать, что ограничены вы в игре только своим воображением.
Например, вам нужно забраться на скалу, как вдруг начинает идти дождь. Вы можете потратить пару часов игрового времени и переждать его, а можете найти какое-нибудь укрытие на равнине, развести костёр и с помощью потока тёплого воздуха и своего планера подняться на необходимую высоту и покорить скалу. Это лишь один из тысячи примеров того, как Breath of the Wild поощряет новаторские подходы к решению задач и помогает формировать навыки, которые наверняка пригодятся и в других играх.