Личная жизнь Екатерины Великой уже не один век вызывает жгучее любопытство у потомков. Сегодня практически каждый знает, что у российской императрицы было много фаворитов, среди которых ярко выделяются имена Орлова и Потёмкина. Но, как считают исследователи биографии правительницы, причины любвеобильности Екатерины II крылись в сложностях семейной жизни.
Супругом юной Софии Августы Фредерики (а именно так звали будущую императрицу) стал наследник российского престола Пётр Фёдорович. И если сначала казалось, что этот союз станет весьма выгодным для каждой стороны и даже счастливым, то со временем всё оказалось совершенно иначе. В прошлой статье я рассказала о детстве Екатерины, а сейчас предлагаю продолжить вместе с ней её путь и узнать, каким же был брак будущей государыни Всероссийской?
Первое впечатление
Знакомясь с основными фактами биографии Екатерины Великой, можно решить, что со своим будущим супругом принцесса Ангальт-Цербстская познакомилась лишь в шестнадцатилетнем возрасте — непосредственно перед замужеством. Но это совсем не так. Известно, что первая встреча пары произошла значительно раньше — правда, тогда они ещё не были женихом и невестой.
Когда Софии Августе исполнилось всего десять лет, она вместе с родственниками прибыла ко двору принца-епископа Любекского в Эйтин. Именно там присутствовал и его племянник, будущий император Пётр III. И если порой люди испытывают симпатию друг к другу с первого взгляда, то в этом случае всё оказалось совершенно иначе. В своих “Записках” Екатерина II писала:
“Там я услыхала, как собравшиеся родственники толковали между собою, что молодой герцог наклонен к пьянству, что его приближенные не дают ему напиваться за столом… Он довольно живого нрава, но сложения слабого и болезненного. Действительно, цвет лица его был бледен; он казался тощ и нежного темперамента. Он еще не вышел из детского возраста, но придворные хотели, чтобы он держал себя как совершеннолетний. Это тяготило его, заставляя быть в постоянном принуждении. Натянутость и неискренность перешли от внешних приемов обращения и в самый характер”.
Анна де Гаск «Портрет Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской» / Русский музей, Санкт-Петербург
Заключение брака
Как вы видите, о романтических чувствах здесь говорить не приходится. Однако именно принцесса София Августа оказывается избранной императрицей Елизаветой Петровной в качестве супруги для своего племянника. Конечно, самих молодых людей об их желании сочетаться браком никто не спрашивал. Впрочем, союз этот был весьма выгоден каждой из сторон. Принцесса старательно учила русский язык и, как рассказывали, даже заболела воспалением лёгких от того, что ночами сидела у окна со словарями и книгами.
28 июня (9 июля) София Августа, уже прибывшая в Россию вместе с матерью, перешла в православие и приняла имя Екатерины Алексеевны (именно так звали мать императрицы Елизаветы). Через день произошло обручение с наследником, а 21 августа (1 сентября) 1745 года шестнадцатилетняя Екатерина стала супругой Петра Фёдоровича.
Даже приукрашивая реальность, семейную жизнь этой пары нельзя назвать счастливой. Молодой супруг не интересовался своей женой (известно, что в первые годы брака супружеских отношений между ними не было). Свободное время Пётр Фёдорович предпочитал проводить с фаворитками или товарищами, но только не в обществе Екатерины. Наследник престола оскорбительно называл жену “запасной мадам”. Как любая женщина, великая княгиня ревновала своего мужа, но поделать ничего не могла. В своих “Записках” Екатерина Алексеевна признавалась:
“Я старалась из самолюбия заставить себя не ревновать к человеку, который меня не любит, но, чтобы не ревновать его, не было иного выбора, как не любить его. Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня нетрудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было”.
Иван Аргунов «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» / «Музей-усадьба «Кусково», Москва
Ухудшение отношений
Чтобы отвлечься от печальных размышлений, Екатерина продолжает заниматься самообразованием, а досуг проводит на балах, маскарадах, охоте. Столь холодное отношение супруга способствовало появлению у великой княгини фаворитов. Первым среди них стал Сергей Салтыков. Существует даже предположение, будто императрица Елизавета, обеспокоенная отсутствием наследников у своего племянника, сама толкнула Екатерину в объятия Салтыкова.
Как бы то ни было, но цель государыни была достигнута — после двух неудачных беременностей Екатерина родила сына Павла Петровича. Увы, отношения супругов после появления ребёнка испортились окончательно. Когда в 1757 году Екатерина Алексеевна родила дочь Анну, Пётр Фёдорович заявил:
“Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт”.
Брак будущей императрицы оказался совсем неудачным. Кажется, что это — лишь аспект личной жизни Екатерины II, но именно он оказался решающим для истории России. Как мне кажется, при возникновении иных отношений между супругами не произошло бы многих драматических событий, а главное — государственного переворота Екатерины II, о чём я расскажу в своей следующей статье.
Все статьи по теме: #мир истории_романовы
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))