Содержание страницы
— Скажите мне что-нибудь на педагогическом …
— Включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности.
Далее
Кто такой Шалва Александрович Амонашвили — знает каждый учитель. Может быть, конечно, просто про него слышал, но точно знает, что Амонашвили это известный еще со времен СССР педагог.
Как-то недавно мне на глаза попалась публикация (по-моему, на mel.fm), в которой приводятся цитаты, которые Шалва Александрович сказал на тему "доносов в школе". В качестве яркого примера приводится типичный диалог, когда к учителю подбегает ученик и говорит, что два его одноклассника где-то в коридоре деpутcя.
Но учитель не побежал разнимать "спорщиков", а задал ребенку вопрос:
— А что ты там делал? Принимай меры сам.
Суть этой фразы сведена к педагогической морали — не нужно быть доносчиком.
Именно так должен поступать настоящий педагог.
Точно также сам педагог не должен быть доносчиком. Сохранил цитату для точности:
И вот, значит
Я это поддерживаю. Всё правильно сказал Шалва Александрович. Нужно препятствовать появлению "доносов", но не путать их с жалобой (хотя тут грань очень размытая).
А теперь представим
Закончил учитель пединститут, пошел работать в школу. Он — молодец, он в институте был отличник, он знает педагогику как 18 кошачьих пальцев.
И вдруг с ним случилось то же самое, что до этого он изучал в институте.
Прибегает запыхавшийся ученик и кричит:
— Юстас Палыч, там Борька с Митькой дpaку затеяли. Сейчас батарею оторвут!
Но Юстас Палыч вспомнил кое-что, а потому ответил ученику:
— А зачем ты мне на них доносишь? Ты что сделал, чтобы они батарею не оторвали? Как мы теперь выясним, кто из них был прав?
Бряк, бум, бом. Это что-то полетело в стекло.
А успей учитель на 10 секунд раньше …
Или другая ситуация, но уже со мной
Я самый обычный родитель двух самых обычных школьников. И у меня есть очень даже нормальное желание знать, как обстоят дела у моих детей в школе. И первым источником правдивой информации может как раз стать, к примеру, условный Юстас Палыч.
Как обычно проходит разговор с подростком?
— Как дела в школе?
— Нормально.
— Чем занимаетесь на переменах?
— Сидим.
— Какие оценки сегодня получил?
— Никаких.
— А почему?
— Не спрашивали.
Это маленький ребенок может всё выложить, что происходило с ним в классе, что сказал Димка, что принес Мишка, как назвал учительницу Бориска, кто живет в сумке у Вальки.
— Юстас Палыч, как там мой? Не шалит, не грубит, достойно себя ведет?
— Знаете, а я вам ничего не скажу. Ребенок будет видеть во мне доносчика. Я попробую сам разобраться с его проблемами и кризисом в отношениях с одноклассниками.
— Каким еще кризисом? Какими еще проблемами?
— Я ничего вам не скажу.
Не хотел бы я в такой ситуации быть. И мало какой родитель хотел бы. Никто же не собирался ребенку заявлять:
— А ты знаешь, что про тебя рассказал Юстас Палыч?
— Нет. А чего?
— Сначала неси ремень …
Родитель сам решит, как "незаметно для ребенка" исправить ситуацию. Но для этого он должен быть в курсе дел, чтобы потом не пришлось разгребать большую кучу неприятностей.
Но в то же время, конечно, не должно быть "переборов". А они, к сожалению, случаются.
— А ваш ребенок сегодня громко ржал на уроке и забыл тетрадь. Примите меры! Срочно!
— Хорошо, примем.
Но в то же время другой ребенок вытворил такое, про что нельзя писать. Но его родителям никто не сообщил.
А почему? Учитель знает, что этот родитель просто пошлет весь педагогический коллектив на причинное место матерным способом.
— Перетерплю. Не хочу нервы и настроение себе портить.
Те же родители, которые реагируют адекватно (или хотя бы не вслух), периодически будут получать порции мелких "доносов".
Было такое у вас?
***
Короче, вся эта педагогика палка о двух концах. Как говорил один и.о. царя:
— Танцуют все!
Здесь то же самое — одновременно правы и не правы абсолютно все.
Но я точно знаю, что:
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.