Берестяные грамоты: машина времени в наших руках

0 0

Есть люди, убежденные в том, что в древнерусском государстве… не было письменности. Никому не ведомо, что двигает мыслями этих товарищей и на чем они основывают свои доводы, но даже подлинные берестяные грамоты не могут их переубедить. А ведь именно эти средневековые документы являются четким доказательством не просто существования письменности, а того, что распространена она была даже среди самых простых слоев населения!

Открытие века

Несмотря на то, что первая древнерусская берестяная грамота была обнаружена в 1951 году, о существовании подобного рода документов ученые знали намного раньше. Например, в 1930 г. недалеко от Саратова нашли грамоту Золотой Орды XIV века. Много раз археологам в руки попадали обрезанные и обработанные куски березовой коры, которая запросто могла использоваться вместо бумаги или пергамента. Еще до войны начались активные поиски грамот, но начавшаяся Великая Отечественная остановила работы.

Кроме того, неоднократно находили не идентифицированные артефакты в виде заостренных палочек, которые оказались писа́лами.

Грамота №109 от Жизномира к Микуле (дело о покупке краденой рабыни), 1100‒1120 гг / Государственный Исторический музей, Москва

26 июля 1951 года на Неревском раскопе в Великом Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Ученые пришли в шок, захлебнулись от радости, начали выписывать премии рабочим, резонно посчитали, что осуществили научный переворот! Текст документа простой – перечислены феодальные повинности в пользу неких персонажей, живших в древнем Новгороде:

  • Фомы;
  • Тимофея (предположительно);
  • Иева.

Интересно, что подобное содержание было характерным для древнерусских документов, грамоты часто включали в себя перечни долгов и должников, списки имущества и пр. Что-то вроде отчетной документации с указанием обязательств. Разумеется, этим берестяные грамоты не ограничиваются.

Из 1264 обнаруженных берестяных грамот 1144 – новгородские. Южнее Переяславля Рязанского нет ни одного древнего документа, хотя пользовались ими повсеместно. Особенности северной почвы позволили сохранить кору березы, а вот грунт южный для этого приспособлен слабо. (Данные актуальны на конец декабря 2021 года).

Берестяные грамоты: машина времени в наших рукахГрамота №1 Роспись доходов с нескольких сел (1380‒1400 гг.) / Государственный Исторический музей, Москва

Любовь и коммерция

Сначала ученые думали, что берестяные грамоты на Руси использовались исключительно в качестве «официальных документов», то есть:

  • долговых;
  • судебных;
  • сословных с перечнями повинностей.

Но новые открытия показали, что новгородцы и жители других городов применяли обработанную березовую кору для бытового общения.

Например, известно несколько любовных посланий. Одно из известнейших отправил Микита к Маланье с предложением выйти за него замуж (грамота №377). Примерно из той же серии происходят послания обиженных девушек к своим несостоявшимся возлюбленным. В грамоте под номером 752 дама очень обижается, что кавалер не уделяет ей знаков внимания. Она укоряет его в том, что «посылала к нему уже трижды, а он целую неделю не приходит». Интересно, что это послание, скорее всего, вызвало гнев адресата – береста разорвана и измята, вероятно, ее втоптали в грязь ногой после прочтения.

В грамоте №125 жительница Новгорода начала XV века попросила своего сына Григория купить ей ткани, завезенной на базар восточными купцами. В другом похожем документе следует просьба о покупке рыбы, причем, в долг. Как следует из таких примеров, берестяные грамоты часто использовались в качестве документации коммерческого характера. Понятно, что Марине ткань была нужна для личных нужд, а вот в грамоте №68 идут указания от некоего купца к своему помощнику, с велением «торговать» и «отчислять» ему часть прибыли.

Берестяные грамоты: машина времени в наших рукахГрамота №125 от Марины к ее сыну Григорию (1400‒1410 гг.) / Государственный Исторический музей, Москва

Дела учебные

Одни из самых интересных берестяных грамот — №№199-208. Маленький новгородец по имени Онфи́м… учится грамоте, развлекается, рисует, переписывает тексты литургий. Нашли их «пачкой». Дело в том, мальчик хранил свои записи, как тетрадку, и в какой-то момент разом их потерял.

Береста попала в грязь, и дошла до нас в почти идеальном виде с середины XIII столетия, как раз из времени начала монголо-татарского ига, которое Новгород, впрочем, особо не затронуло. Интересны эти экземпляры тем, что показывают процесс обучения жителей домонгольской Руси, а также демонстрируют их самопредставление.

Берестяные грамоты: машина времени в наших рукахБерестяные грамоты: машина времени в наших рукахБерестяные грамоты: машина времени в наших рукахГрамота №199 мальчика Онфима: рисунок, подпись к рисунку, склады (1240‒1260 гг.) / Государственный Исторический музей, Москва

Так, в грамоте № 200 мальчик нарисовал всадника, и подписал этот рисунок своим именем. Это напоминает творчество современных ребятишек, которые на альбомных листах любят изображать себя космонавтами, военными, актерами, фотомоделями. Онфима давно нет в живых, но грамоты его позволили нам узнать о том, как он мыслил, чего хотел, какие знания получал.

Это же относится к любой другой берестяной грамоте независимо от датировки и места обнаружения. Возможность прикоснуться к быту современников Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Батыя и Василия II… Не это ли истинная машина времени?

Все статьи по теме: #woh_рюриковичи

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy