В 1660-е годы во Франции стали появляться известия о странных смертях представителей аристократии. После расследования было выявлено, что причиной гибели дворян стал неизвестный доселе яд, который не оставлял следов в организме жертв. По Парижу расползались слухи об отравленных продуктах в харчевнях, о таинственном “порошке наследства”, как окрестили яд острословы.
И хотя большинство домыслов было создано воображением испуганных людей, правительство было вынуждено принять меры. Отравления парижан действительно стали самым громким скандалом времён правления Людовика XIV. Так что же это за палата и что известно о её деятельности?
Неизвестный художник «Портрет Людовика XIV» / Версаль, Франция
Дело об отравлениях
Начиная свой рассказ, сразу хочу отметить, что Огненная палата вовсе не являлась “изобретением” Людовика XIV. Впервые этот термин появился во времена правления Франциска I, в 1535 году. Однако в ту пору этот орган боролся с еретиками, дела которых подлежали расследованию. Трибунал для дел об отравлениях действительно стал “нововведением” Людовика XIV.
Известно, что учреждён он был в 1680 году — к тому времени известия об отравлениях уже появлялись практически в каждом французском городке. Конечно, этот “пожар” слухов был связан со страхом и неопределённостью (часто данные о ядах вовсе не находили подтверждения), однако в Париже Огненная палата стало первым большим расследованием местной полиции.
Несмотря на то, что официально Огненная палата была учреждена лишь в 1680 году, первые расследования дел об отравлениях начинаются уже в 1670-е годы. Первая история, связанная с ядами, произошла в 1672 году. Тогда французский офицер Сен-Круа уговорил свою любовницу, маркизу де Бренвилье, отравить своего отца. Влиятельный родитель был против отношений своей дочери с Сен-Круа и, как вы понимаете, владел немалым состоянием.
Если верить рассказам современников, яд был взят у Экзили — итальянского алхимика, мечтающего об изобретении философского камня. Успешно устранив отца, женщина испробовала яд и на своих родственниках, тем самым заполучив наследство покойного маркиза в полной мере. В дневниках отравительницы значилось, что она отравила также и собственную маленькую дочь, заметив, что та взрослеет (здесь уже идёт речь о психическом расстройстве преступницы).
Шарль Лебрен «Портрет маркизы де Бренвилье» / Лувр, Франция
Масштабы катастрофы
Несмотря на особенные свойства яда, который практически не оставлял следов, маркизу вычислили. После пыток она призналась в содеянном и была обезглавлена, после чего её сожгли на костре. Несмотря на это, яд приобрёл популярность у тех, кто мечтал избавиться от богатых родственников, задержавшихся на этом свете.
Вскоре в одном только Париже появилось более полутысячи семейств, главы которых скоропостижно скончались. Конечно, среди этих умерших были больные или пожилые люди, ушедшие из жизни по естественным причинам, однако слишком большие цифры стали привлекать внимание полиции.
Когда была арестована гадалка и отравительница Магдалена де Ла Гранж, ради спасения своей жизни она рассказала, кто пользовался её наводкой. По сути, она предоставила следствию список прочих преступников. Примечательно, что в нём было множество дворянских фамилий и представителей высшего света.
Опасность для жизни короля
В 1678 году полиция Парижа получила анонимное письмо с жутким заявлением — неизвестный автор утверждал, что готовится отравление самого короля Людовика XIV. Как оказалось, это была вовсе не провокационная шутка. 5 марта 1679 года король принимал просителей, среди которых была и мадам Ла Вуазен, письмо которой было пропитано ядом. Монарху повезло — он так и не встретился в тот день с отравительницей.
Однако с этого момента было принято решение о создании Огненной палаты. Людовика XIV заботила не только собственная безопасность — под угрозой была и честь короля. Известно, что одна из его любимых фавориток, мадам де Монтеспан, неоднократно прибегала к услугам коварной Ла Вуазен. Монтеспан приписывали даже отравление любовницы короля, красавицы де Фонтанж.
Неизвестный художник «Портрет мадам де Монтеспан» / Версаль, Франция
На допросах, которые проводила Огненная палата, присутствовал сам король. По его приказу все, кто обвинял мадам де Монтеспан в преступлениях, были арестованы. Фаворитка сумела доказать свою невиновность, но, конечно, расположения монарха вернуть уже не смогла.
Огненная палата существовала на протяжении двух лет. За этот, казалось бы, незначительный срок была выявлена подпольная алхимическая сеть. Известно, что трибуналом было арестовано более трёх сотен человек. И хотя нередко задержание отравителей тесно переплеталось с политическими преследованиями, Огненная палата принесла несомненную пользу. По окончанию её деятельности Людовик XIV ввёл государственную монополию на изготовление ядов. Один только этот указ монарха помог сохранить жизни многих богатых аристократов.
Все статьи по теме: #woh_это интересно
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))