«А если бы категории педагогам присваивались навсегда?» — мой взгляд на постоянное подтверждение классности

0 0

Когда я еще сам работал в школе, то не совсем понимал одну вещь – а почему педагог постоянно должен доказывать свой профессионализм, выражаемый «категорией»?

"А если бы категории педагогам присваивались навсегда?" - мой взгляд на постоянное подтверждение классности

Вот, к примеру, у нас есть сферы деятельности, где «профессионализм» измеряется званием. Получил, допустим, некто звание полковника. Он же не может в определенный момент откатиться до младшего лейтенанта (мальчик молодой), так как вовремя не предоставил бумаги, подтверждающие свой профессионализм.

Или, например, рабочий, профессионализм которого оценивается разрядами. Может ли разряд откатиться до низшего уровня?

А у педагога такое запросто может быть: сегодня у тебя высшая категория, а завтра ты решил плюнуть на конкурсы, на сбор макулатуры и грамот, на открытые уроки … и всё – получай гордое звание «соответствует занимаемой должности».

Почему бы не сделать так, чтобы педагог также имел «точку сохранения» в зависимости от своего желания и педагогических умений?

Конечно, для этого нужно полностью поменять как систему «категоризации», так и принципы получения категории.

К примеру

Вернуть прежнюю систему категорий, когда возможны 4 варианта:

— без категории

— 2 категория

— 1 категория

— высшая категория

Как бы могло быть (идея)

Пришел, значит, молодой специалист после института в школу. У него нет категории, так как пока нет опыта работы. Но он уже имеет возможность готовиться к сдаче на 2 категорию. А сдавать можно, к примеру, через 3 года, когда он наработает реальный педагогический опыт.

Он может получить 2 категорию и через 5 лет, и через 10. А вот через 15 лет она присваивается автоматически, так как за 15 лет работы педагогом в любом случае человек становится «опытным» без всяких подтверждений.

Защитился, значит, на 2 категорию. Это почетная категория, которая доказывает, что человек уже не просто какой-то зеленый теоретик, а вполне себе специалист.

Через 5 лет после получения второй категории он имеет право пробовать сдавать на 1 категорию. Для этого нужно постараться. Но никто не заставляет сдавать именно через 5 лет. Можно и позже, когда будут выполнены все условия сдачи. А можно вообще остановиться на 2 категории и спокойно работать.

Сдал педагог и на 1 категорию. И теперь можно готовиться на сдачу на высшую категорию. Если при наличии 1 категории он мог бы говорить, что является профессионалом, то высшая категория подтверждала бы его некоторую «педагогическую уникальность».

Но на нее, конечно, нужно было бы очень сильно постараться. Как минимум, быть разработчиком авторских методик, технологий, образовательных платформ, которые бы не просто пылились на полочке, а использовались бы реальными учителями в своей работе.

Другой вопрос

Как создать систему сдачи на категорию, чтобы она реально отображала педагогические умения? То, что существует сейчас, это цирк на бумаге. Знаю, что есть педагоги, которые просто отказываются сдавать на эти категории, так как к зарплате прибавка не особо большая, а ЧСВ от сдачи не особо прибавляется.

Я иногда ходил-бродил по сайтам различных школ разных регионов (так как сам был ответственным за школьный сайт) и наблюдал забавную картину при просмотре документов о педагогическом составе. В одних школах — чуть ли не каждый второй с высшей категорией, а в других — 1-2 человека с высшей на всю школу. Означает ли это, что в одной школе работают одни профессионалы, а в другой собрались "средние учителя"? Нет. И педагоги прекрасно знают, почему наблюдается такой "разброс".

Как сделать качественную систему "градации профессионализма" педагогов?

Про это я потом напишу, у меня есть несколько идей. А вообще, разработкой должны заниматься практики, а не теоретики, которые оценивают деятельность по удобным "для подсчета" показателям.

Конечно, это всё в порядке фантастики, но всё же.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy