Нередко от представителей ПК-сообщества можно услышать тезис о том, что играть в тот или иной жанр на геймпаде — сущее извращение. В контексте шутеров данный спор за десятилетия успел сойти на нет. А вот ситуация с жанром RTS на консолях все еще крайне плачевная и не спешит сдвигаться с мертвой точки. Год назад рецензируя Iron Harvest для ПК, я возложил определенные надежды на консольный порт. Стратегия про битвы шагающих самоваров в альтернативном сеттинге времен Первой мировой войны отличалась довольно простыми по меркам жанра механиками и сильным упором на сюжет и повествование — практически идеальный кандидат, чтобы занять пустующую нишу консольных RTS. Тем более у разработчиков висел перед глазами удачный ориентир того, как можно реализовать управление на геймпаде, не доводя игрока до белого каления, в лице дилогии Halo Wars.
Одной из моих ошибок было запустить Iron Harvest Complete Edition сразу после Halo Wars 2 — эталонной, на данной момент, консольной RTS. Увы, перенимать у своих коллег основы управления King Art Games постеснялись, наворотили свою раскладку и запретили переназначать кнопки. В результате приходится довольно долго притираться к особенностям местного интерфейса.
И выбор юнита, и приказ идти/атаковать производится на кнопку A, что довольно глупо. Вы хотите выбрать нужного юнита, но промахиваетесь на пиксель и отправляете всю свою армию к нему. С выбором юнитов на поле брани в общем все довольно странно. Вы можете переключаться на нужных бойцов кнопками RB/LB, что становится малополезным, когда количество боевых единиц переваливает за десяток. Длительное зажатие RB выбирает вообще всех юнитов на карте. Кнопка B выбирает всех подопечных в рамках экрана. На крестовину дозволено “забиндить” до 4-х отрядов, и это крайне удачное решение для любителей воевать в нескольких местах одновременно. А что огорчает — невозможность быстрого выбора всех юнитов определенного типа. Вот хотите вы дать приказ всем гранатометчикам стрелять по роботу, а пулеметчикам по пехоте, рефлекторно жмете на гранатометчике двойным нажатием, но ничего не происходит. Приходится заранее долго и муторно разделять отряды бойцов и “биндить” на горячие кнопки до боя.
Еще одно дурацкое упущение — неумение юнитов держать строй. Вот наплодили вы разношерстную армию из всевозможных роботов и отрядов пехоты разных классов и приказали атаковать базу врага на другом конце карты, но у всех воинов разная скорость перемещения, и армия во время шествия растянется в длинную связку сосисок. Быстрые и легкие роботы вырвутся вперед, а медленные махины и пулеметчики отстанут на сотни метров. Потому вам приходится постоянно нянчиться с этой оравой, ведь разработчики забыли реализовать элементарную и практически обязательную для жанра фишку с построением. Увы, время не вылечило проблему, которая год назад раздражала на ПК.
Опять же, все вышеописанные проблемы отсутствовали в пресловутой Halo Wars 2. Выбор юнитов и перемещение там разделено на разные кнопки во избежание ошибочных приказов. Двойное нажатие на условном танке выбирало все ближайшие танки, а армия умела двигаться единым строем. Это стандартные вещи для стратегий, заложенные еще в 90-х, которые невозможно списать на особенность консольного управления.
В плане настроек игра сейчас крайне бедна — мне очень хотелось инвертировать вращение камерой по горизонтали, поменять некоторые кнопки и разрешить быстрое применение способностей в бою (например, разрешить Анне выполнять снайперский выстрел простым нажатием на Y, без отдельного подтверждения). У инженеров есть возможность автоматического ремонта всех поврежденных роботов, но каждому вновь созданному нужно включать эту функцию отдельно в круговом меню, возможности выставить авторемонт всем по умолчанию нет. Казалось бы, я перечисляю сущую ерунду, но десятки таких непродуманных вещей заставляют тратить слишком много времени и внимания на процессы, которые можно было упростить и автоматизировать, позволяя игроку сосредоточить больше внимания на игровом процессе и тактике.
Графических режимов тоже выбрать не дают, но в единственном доступном игра работает в 60 FPS. В особо жарких боях случаются подтормаживания, но играть они не сильно мешают. Ролики на движке почему-то всегда начинаются с пары секунд фризов и “заиканий”, что неприятно. Пару раз за прохождение кампании игра зависала. Больше всего нервов потрепал один дурацкий баг, который встречался непозволительно часто. Для многих команд юнитам необходимо вызывать круговое меню способностей на LT. Да только функция срабатывает не всегда, и круговое меню может по неизвестным причинам перестать отзываться в разгар боя.
С релизной версии игра получила новую фракцию — Юсонию, она же собирательный образ США. К фракции прилагается сюжетная кампания о бравом вояке в экзоскелете Уильяме Мейсоне, который сперва под надуманным предлогом вторгается в Аляску, а потом устраивает переворот в жарких пустынях Аравии. Сюжет, как заведено во вселенной “Серпа”, изобилует грубыми национальными штампами, но под аранжировку из грохота и лязга шагающих роботов это даже воспринимается мило. Местные Штаты постоянно придумывают красивый повод вторгнуться в чужую страну с оружием и получить контроль над ресурсами, пытаясь параллельно не разозлить общественность. К герою по всем канонам американских военных боевиков “прилипает” назойливый репортер, который самолично отправляется с ним в Аравию, чтобы убедиться в благих помыслах Юсонской армии. Если поначалу кампания воспринимается обособленной от основного сюжета, то вскоре мы встретим знакомых по оригинальной истории персонажей.
Еще одно сюжетное дополнение — “Русветская революция”. Оно является прямым продолжением основного сюжета и повествует о том, как не без помощи Ольги Морозовой царь Николай пытается вернуть себе доброе имя в разгар гражданской войны.
Главный вопрос, на который хочется ответить в данной статье — играбельно ли детище King Art Games на консоли? Скорее да, ведь мне удалось завершить большинство сюжетных заданий на самом высоком уровне сложности. Но “играбельно” — самое лестное прилагательное, которое можно применить к данному порту, ибо назвать управление комфортным, раскладку удачной, а техническое состояние проекта идеальным мое воспитание не позволит. Перед нами довольно ленивая адаптация неплохой RTS, разработчикам которой следовало бы чаще заглядывать в тетрадь соседу по парте — Halo Wars 2. Глядишь, избежали бы несколько мелких, но выбешивающих огрехов в управлении. В остальном, это все та же RTS с приятной сюжетной кампанией и мертворожденным бестолковым мультиплеером.
Iron Harvest стала первой видеоигрой по мотивам вселенной польского художника Якуба Розальски, о которой мы подробно рассказали в отдельном материале.
Подробный обзор оригинальной ПК-версии игры читайте здесь.
Iron Harvest Complete Edition доступна на Xbox Series X|S и PlayStation 5.