Совершенно случайно довелось побывать в Дамаске на сирийской свадьбе.
А заодно и порасспрашивать ее участников о местных правилах: как здесь вообще всё происходит, выбирают девушки сами себе мужа или их, как принято в арабских станах выдают замуж по решению родителей, как принято праздновать свадьбы и почему на них почти никогда не бывает отцов и жениха, и невесты.
Итак, давайте по порядку.
По-первых, в Сирии, в отличии от многих соседних (и более строгих) стран есть как традиционные мусульманские свадьбы, так и светские: сказывается бОльшая открытость страны, то, что в стране нет государственной религии, как у соседей, а следовательно, отсутствуют и многие законодательные запреты, основанные на исламских традициях.
Иными словами, вы можете увидеть как очень похожу на саудовскую свадьбу, где девушка будет в парандже и очень скромно стоять потупив взгляд, так и близкую к европейской, где невеста будет в обычном свадебном платье, возможно даже с открытой спиной, с пышной прической, не покрытой платком или фатой.
Но даже традиционная (строгая) свадьба в Сирии отличается от других арабских стран.
Во-первых, здесь в меньшей степени девочек отдают замуж по воле отца и вообще гораздо мягче относятся и к свободе девушки, и к её выбору. Немалую роль играет как раз светскость Сирии: даже если девушка носит хиджаб или платок, она более вовлечена в общественную и обычную жизнь, учится, работает и имеет достаточно возможностей знакомиться с мужчинами и выбирать себе пару. С чем в силу традиций сложно в Ираке, Саудии, Йемене или Судане, где девушки, по-сути, сидят под контролем отца дома, нигде не бывают сами и не имеют возможности завести знакомство.
Но это больше касается городов, а вот в сельских регионах и глубинке традиционные устои более сильные, поэтому здесь нередко девочек отдают замуж по решению отца, который сам выбирает ей мужа.
Теперь немного о традиционной свадьбе. Её играют от нескольких дней до недели и всё начинается с раздельного празднования: мальчики отдельно, девочки отдельно.
По-сути, сирийская свадьба начинается с мальчишника и девичника. При этом с женской стороны в первый день и невеста, и её гости (только женского пола) часто одеты совсем не в строгие одежды, даже если невеста в жизни носит хиджаб: вечерние платья, порой совсем не строгие, с открытой спиной, ногами и декольте, на голове сложные причёски, яркий макияж, а девушки при этом, что называется «жгут».
Правда, не по-максимуму, т.к. на женской части свадьбы всегда присутствуют «матроны», в платках и строгой одежде. Они следят за подобающим поведением девушек и чтобы даже случайно не появился никто из мужчин, ни брат, ни отец, ни жених, ни даже охранник, если это свадьба богачей.
У жениха в этом время тоже сугубо мужское празднование. И такое раздельное действо иногда затягивается на несколько дней!
И лишь в последний день жених с невестой воссоединяются, как и их гости, и празднование продолжается уже огромной компанией. Но, что удивительно, невеста выглядит уже совершенно иначе. Да, у нее может быть бело и вполне европейское свадебное платье, но уже никакой открытой спины, никаких коленей, никакого декольте и либо покрытые волосы, либо и вовсе на голове платок.
А вот гости невесты могут быть одеты и менее строго. Правда, без откровенных излишеств.
И еще несколько любопытных моментов.
Первый: у сирийцев на свадьбе часто не присутствует ни отец жениха, ни отец невесты. Считается, что они свою функцию выполнили во время сватовства и подготовки свадьбы, а дальше уже «без них».
Второй: в конце общего свадебного вечера жених с невестой уезжают в дом жениха, но сопровождать их могут только мужчины. А женщины остаются гулять дальше и обсуждать, достойного ли жениха выбрала их подруга/сестра/родственница и все перипетии и нюансы прошедшей свадьбы…
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.