Библиотека игр на Nintendo Switch продолжает пополняться культовыми проектами прошлого поколения, и на этот раз вторую молодость переживает атмосферный шутер от первого лица Metro 2033 и его сиквел Last Light от украинских разработчиков из студии 4A Games, состоящей преимущественно из бывших сотрудников GSC Game World, ответственной за легендарный долгострой S.T.A.L.K.E.R. Таким образом, данная игровая интерпретация романа писателя Дмитрия Глуховского стала для многих геймеров с пространства бывшего СНГ настоящей отдушиной и возможностью найти себе смысл геймерской жизни в отсутствие новых игр про охотников за аномалиями в Припяти. Данный порт представляет собой версию Redux, вышедшую в начале поколения на PS4 и Xbox One.
В этом году мы снова можем погрузиться в мрачный мир московской подземки постапокалиптического будущего в портативном формате Nintendo Switch, исследуя темные тоннели и истребляя мутантов, закутавшись в одеяло или во время поездки в том самом метро.
Карманный вариант порта по большей части радует глаз и совсем не вызывает ощущений будто экран консоли смазали несколькими слоями хозяйственного мыла. Особенно впечатляют эффекты тёплого рассеянного света от керосиновых ламп и огня, создающие ощущение таинственности, и стабильная частота кадров на протяжении практически всего прохождения.
Тем не менее, при помещении приставки в док-станцию начинают проглядываться все признаки игры десятилетней давности, начиная от неприглядных текстур, блюра, раздражающих лесенок и заканчивая корявыми анимациями.
От Metro 2033, основанной на признанном читателями и критиками литературном произведении, ожидаешь, прежде всего, продуманного сюжета. Однако, как ни странно, данная составляющая никак не выделяется на фоне других представителей жанра, а в сравнении с некоторыми, например, серией BioShock, значительно уступает.
Не сказать, что история путешествия главного героя Артёма по московскому метро с целью предотвращения угрозы нападения монстров, называемых «чёрными», в чём-то плоха, просто она банально не хватает звёзд с неба и даже финальный твист вряд ли сможет вас удивить.
Особенно вызывает недоумение, насколько стереотипными представлены в игре различные фракции. Артём встречает на руинах старой Москвы неонацистов, строящих новый Рейх, и коммунистов, стремящихся восстановить некое подобие СССР в миниатюре. В обеих частях эти две политические силы показаны так, словно автор романа Глуховский, он же сценарист игры, ориентировался исключительно на низкопробные Голливудские фильмы времён «холодной войны».
Попытка поиграть в тонкую сатиру откровенно не удалась — важные для сюжета персонажи выглядят мультяшно. Чего только стоит похожий на Джафара коварный генерал-коммунист с красным глазом, одетый в чёрную кожаную куртку, или его начальник — тупой толстый генсек с усиками Гитлера.
Сами же нацисты выглядят откровенно смешно, даже когда игра пытается показать их бесчеловечные деяния. Показательно, что градус нелепости во второй части Last Light растёт в геометрической прогрессии, видимо, Глуховский вошёл во вкус.
На прошлом поколении консолей вышел Fallout: New Vegas, где заведомо карикатурные фракции, вроде Легиона и Бомбистов, кажутся намного более убедительными и достоверными.
При этом отметим, что разработчики провели прекрасную работу над проработкой окружающего мира и персонажами второго плана. Значительная доля игрового процесса в серии Metro посвящена хождению по станциям, превратившимся в маленькие города и приютившим остатки человечества. Мы наблюдаем за жителями станций, становимся свидетелями сценок из их жизни, практически на каждом углу слышны какие-то разговоры, выжившие встречаются и обсуждают между собой насущные проблемы, строят планы, травят байки, утешают друг друга, рассказывают детям сказки и так далее.
Прослушивание этих диалогов не просто расширяет лор игры, но и способствует получению альтернативной концовки. Населяющие станции люди ощущаются действительно живыми, полными чувств и разнообразных эмоций, благодаря чему вы всё больше и больше проникаетесь тревожной атмосферой постапокалипсиса. Почему автор не смог в такой же грамотной манере прописать основной сценарий — загадка.
По части геймплея Metro 2033 и Last Light фактически идентичны. Изменения можно проследить только в плане подхода к дизайну локаций. Если в первой части вся игра строится исключительно на линейных уровнях, то в сиквеле уже появляются зоны, которые вы можете исследовать в более свободном режиме.
Серия Metro в целом относится к числу неспешных шутеров на выживание, где вам предстоит экономить боеприпасы, аптечки и при первом удобном случае стараться обходить врагов стороной. В большинстве случаев эта система работает хорошо, но иногда возникает явный дисбаланс.
Так, например, в 2033 почти всегда есть дефицит патронов, но монстры нещадно прут волнами, от которых нельзя укрыться. А вот в Last Light наоборот — от припасов рвутся карманы, но игра постоянно предлагает удобный вариант прохождения стелсом.
Лучше всего Metro 2033 и Last Light раскрываются, когда вы блуждаете по тёмным закоулкам метро в одиночку, без сопровождения сюжетных персонажей, ведущих вас за ручку от одного скрипта к другому. Атмосфера вокруг сгущается, от бесконечных тоннелей появляется чувство клаустрофобии, начинаешь прислушиваться к каждому шороху и нервно осматриваться по сторонам в поиске источника света.
На некоторых локациях, заполненных радиацией и ядовитыми парами, Артему приходится надевать противогаз, ограничивающий периферийный обзор, и второпях искать к нему сменные фильтры, которых всегда не хватает.
Порой Metro становится настоящим хоррором и может довольно изощренно напугать с помощью отличного давящего на психику звукового дизайна и жутких мистических аномалий, появления которых ожидаешь меньше всего.
Сегменты игры, где в качестве врагов выступают люди, кажутся куда более пресными. Искусственный интеллект не блещет умом, но зато всегда готов вызвать подкрепление из дюжины друзей, оставляя вам на выбор только две тактики — убить всё, что движется или бежать с закрытыми глазами до ближайшего чекпоинта.
С другой стороны, если уж вы решили пойти по пути пацифиста, то сделать это всё-таки можно, хотя это и будет стоить вам немало драгоценного времени и сил. К тому же, как и в S.T.A.L.K.E.R., разработчики отлично справились с реалистичной моделью оружия, из которого весело стрелять.
Каждый ствол уникален и ощущается в руках Артёма по-своему, отдача сильно бьёт по точности, а долгая перезарядка требует осторожного подхода и не даёт вам возможности бездумно давить на гашетку.
Слегка портит впечатление только почти полное отсутствие анимаций у врагов, особенно мутантов, при попадании в них пуль. Если на выстрел из дробовика в упор монстр ещё как-то реагирует, то индикатором попадания из других видов оружия служат только еле заметные всплески крови, словно нарисованные красным фломастером.
К сожалению, обе части Metro не лишены многочисленных багов. То тут то там вы встретите застывших в странных позах убитых врагов, криво работающие скрипты, зависающих NPC и некоторые неочевидные моменты, возникшие в связи с изменениями в издании Redux по сравнению с оригинальным Metro 2033 на PC.
Дело в том, что некоторые механики, появившиеся только в Last Light, в переиздании были перенесены на почву Metro 2033, но никаких пояснений о том как они работают разработчики добавить не удосужились. Таким образом, например, в главе «Призраки» мы можем упереться в невидимую стену из паутины, а наш виртуальный проводник будет стоять в позе истукана, пока мы не активируем скрипт с помощью зажигалки, хотя до этого момента и потом по ходу игры никто не расскажет нам о механике сжигания паутины, как бы предполагая, что мы уже знаем о ней из Last Light или должны были сами догадаться.
Метро: Возвращение для Nintendo Switch — не идеальный, но неплохой порт весьма нетривиального шутера с большим количеством интересных идей и внимательным подходом к мелким деталям. Благодаря Switch вы сможете окунуться в липкую атмосферу катакомб московского метрополитена в любом месте и в любое время.