Религиозные войны Франции: а в религии ли дело?

0 0

Сегодня вопрос о религии даже редко вызывает спор, не то, что конфликты. Но в XV-XVI веках вопрос веры – экзистенциальный, вопрос о самой сути твоего существования. Правильная вера – это залог попадания в рай, значит, нужно защищать свою, «правильную» веру. И тем более, если на нее «посягаются» те, кто начинают по своему интерпретировать положения Священного Писания. В XVI веке в христианстве появляется протестантизм, конфликт в Западной Европе становится неизбежен. Особенно кроваво он проявился во Франции, где с 1562 по 1598 шли религиозные войны. Но только ли в религии дело?

Исторический фон

Еще в XIV веке в Англии философ и теолог Джон Уиклиф начал критиковать некоторые положения католической церкви, в частности продажу индульгенций и запрет переводить Библию на родной язык. Вскоре его идеи подхватил чешский богослов Ян Гус. А в 1517 году профессор и богослов из Виттенберга Мартин Лютер публикует свои «95 тезисов». Начинается Реформация – движение за реформирование католической церкви. Вскоре сторонников Лютера станут называть «лютеране» и они станут одним из первых направлений в протестантизме.

Вскоре еще более радикальные идеи выдвинул теолог из Женевы Жан Кальвин. Профессор Оксфордского университета Алистер Макграт в книге, посвященной биографии Жана Кальвина описывает, как с 1550-х годов Кальвин посылает своих учеников и последователей в Савойю, откуда они начинают проповедовать идеи учителя по всей стране. В Швейцарии сторонников Кальвина называли кальвинистами, но во Франции они получили другое наименование – «гугеноты». По подсчетам историка Натали Земон-Дэвис, в 1561 году во Франции уже насчитывалось около 400 тысяч кальвинистов. Вскоре между ними и католиками началось противостояние с применением оружия. Появились первые жертвы.

Религиозные войны Франции: а в религии ли дело?Неизвестный художник «Аллегория Реформации Истинной Веры» (Жан Кальвин, Папа римский Лев X и Мартин Лютер) / Швейцарский национальный музей

Причины религиозных войн

Естественно, религиозный конфликт задавал тон и настроение всему противостоянию. Он выступил идейным мотивом и обоснованием для «отстаивания своей, правильной веры». Но это только оболочка, ширма, причины конфликта лежат намного глубже.

  1. Слабый статус самой церковной организации во Франции и стремление короля ее контролировать. За XIV-XVI столетия короли Франции смогли практически подчинить себе церковную институцию, именно они назначали епископов. Папа Римский не всегда мог оказывать влияние на них, а значит, религиозные взгляды короля могли поменять положение церковных дел в стране, как это стало позже в Англии.
  2. Конфликт двух династий Валуа (католики) и Бурбоны (гугеноты-кальвинисты). Фактически каждый из лагерей стремился использовать религию как повод для войны и как объединяющую силу для части населения. Лозунги борьбы за «правильную веру» звучат заманчивее, чем призывы помочь в борьбе за власть.
  3. Кальвинисты отрицали необходимость церкви как института, а значит, с распространением протестантизма католическая церковь (а с ней и король) теряли контроль над населением. Кроме того, гугеноты выступали за частную собственность, что могло вызвать массовую секуляризацию в протестантских государствах. Таким образом, религиозные войны во Франции – это еще и вопрос имущества.

Религиозные войны Франции: а в религии ли дело?Ранее приписывалась Пьеру Карону «Разграбление Лиона кальвинистами в 1562 году» / Лионский музей изобразительных искусств, Франция

Ход войн

В 1562 году ярый католик герцог де Гиз устраивает убийство гугенотов в городке Васси. Принц из династии Бурбонов Людовик Конде делает из Орлеана центр гугенотского сопротивления. Начинается религиозная война. Католический лагерь возглавляет королевская линия во главе с династией Валуа и матерью короля Генриха (фактическая правительница государства) Екатериной Медичи. Лидерами гугенотов являются Бурбоны (сначала Людовик Конде, а после его убийства в 1569 году Генрих Наварский) и некоторые представители элиты, например граф де Колиньи.

Екатерина Медичи: горькая жизнь “чёрной королевы” [подробная статья]МИР ИСТОРИИ — WOH26 октября

В 1572 году Екатерина Медичи предлагает перемирие: брак между Генрихом Наварским и Маргаритой Валуа. Знатные люди съехались в Париж для организации свадьбы. Но в итоге было организовано одно из страшных массовых убийств в истории XVI века – Варфоломеевская ночь. В Париже погибло около 3 тысяч гугенотов, а по всей Франции около 30 тысяч. Вместо примирения, конфликт еще больше усилился.

Варфоломеевская ночь: причины и итоги "ночи длинных ножей"МИР ИСТОРИИ — WOH23 октября

В ходе войн Генрих Наварский, он же будущий король Генрих IV Бурбон, трижды менял вероисповедание: первый раз из кальвинистов перешел в католики, чтобы сохранить себе жизнь, второй раз – вернулся в лагерь гугенотов, чтобы их возглавить, а в третий раз вновь стал католиком, чтобы получить престол. Это доказывает тот факт, что религия не была главной причиной войн для элиты Франции.

В 1598 году Генрих повторно принял обряд католического крещения и произнес: «Париж стоит мессы». Религиозные войны во Франции закончились… Нантский эдикт 1598 года гарантировал свободу вероисповедания и дал гугенотам равные права с католиками. Вопрос к читателям: а стоило ли воевать?

Все статьи по теме: #woh_это интересно

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy