Однажды несколько лет назад я неожиданно понял, что начал слишком часто моделировать ситуацию — "А если бы это был мой ребенок". Мне кажется, у любого приличного родителя в определенный момент такое наступает (а потом перерастает во внуков). В принципе, так и должно быть, так как мы всё же человеки.
Недавно прочитал очередную новость из мира школ:
Даже не знаю, что могло послужить причиной отказа выпустить ребенка в туaлет. Может быть какая-то собственная инициатива, а может быть однажды администрация пригрозила "ответственностью" за тех, кто в туaлете на уроке.
Так вот, если бы учитель смоделировал ситуацию — "мой ребенок хочет в туaлет, а я его принципиально не отпускаю", это ведь реально исключило бы подобную ситуацию.
Но это дело житейское, тут и так всё понятно — любой взрослый человек прекрасно знает, что маленькие дети это такие люди, которые пока еще не совсем могут правильно "планировать" посещение туaлета. Элементарно — забегался, не успел, побоялся, может быть вообще какая-то "особенность организма". Учитель это в первую очередь человек, который должен быть не строгим надзирателем за дисциплиной, а "родителем" на время урока. Мне так кажется.
Вот, к примеру, в школе часто случаются ситуации, когда некоего ребенка начинают откровенно "травить". Примерно в 95 процентах случаях учитель прекрасно видит "изгоя", так как отношения в классе на переменах в любом случае продолжаются и на уроке.
— Да и пусть, это же дети, это их отношения, — подумает учитель, которому действительно наплевать. — Да и вообще, он сам виноват, что выставил себя слабым.
Но стоит только перенести в модель — "На его месте мог бы быть мой ребенок", то сразу меняется взгляд на ситуацию. Зачинщики конфликта быстро выявляются, с ними проводится работа, все дальнейшие попытки "ущемления" слабого пресекаются на корню. Хотя бы даже на уроке.
И такая правильная манера поведения учителя становится нормой без всякого моделирования.
Потерял маленький ребенок игрушку-машинку, где-то за партами (или еще где-то).