Однажды несколько лет назад я неожиданно понял, что начал слишком часто моделировать ситуацию — "А если бы это был мой ребенок". Мне кажется, у любого приличного родителя в определенный момент такое наступает (а потом перерастает во внуков). В принципе, так и должно быть, так как мы всё же человеки.
Недавно прочитал очередную новость из мира школ:
Даже не знаю, что могло послужить причиной отказа выпустить ребенка в туaлет. Может быть какая-то собственная инициатива, а может быть однажды администрация пригрозила "ответственностью" за тех, кто в туaлете на уроке.
Так вот, если бы учитель смоделировал ситуацию — "мой ребенок хочет в туaлет, а я его принципиально не отпускаю", это ведь реально исключило бы подобную ситуацию.
Но это дело житейское, тут и так всё понятно — любой взрослый человек прекрасно знает, что маленькие дети это такие люди, которые пока еще не совсем могут правильно "планировать" посещение туaлета. Элементарно — забегался, не успел, побоялся, может быть вообще какая-то "особенность организма". Учитель это в первую очередь человек, который должен быть не строгим надзирателем за дисциплиной, а "родителем" на время урока. Мне так кажется.
Вот, к примеру, в школе часто случаются ситуации, когда некоего ребенка начинают откровенно "травить". Примерно в 95 процентах случаях учитель прекрасно видит "изгоя", так как отношения в классе на переменах в любом случае продолжаются и на уроке.
— Да и пусть, это же дети, это их отношения, — подумает учитель, которому действительно наплевать. — Да и вообще, он сам виноват, что выставил себя слабым.
Но стоит только перенести в модель — "На его месте мог бы быть мой ребенок", то сразу меняется взгляд на ситуацию. Зачинщики конфликта быстро выявляются, с ними проводится работа, все дальнейшие попытки "ущемления" слабого пресекаются на корню. Хотя бы даже на уроке.
И такая правильная манера поведения учителя становится нормой без всякого моделирования.
Потерял маленький ребенок игрушку-машинку, где-то за партами (или еще где-то).
— Маленькая машинка у меня была, с фарами.
Всхлипывает.
Залезаешь под парты, ищешь зaдом к верху. Находишь. Ребенок счастлив, и ты рад. Понимаешь, какую ценность для маленького мальчика имеет маленькая машинка, что он даже с собой ее принес в школу, например, во время летнего оздоровительного лагеря. И это всё родительский опыт.
Или там же — упал ребенок. Не кричишь ему — "А ну вставай! Все уже пошли!". Подбегаешь, чтобы лично проконтролировать, что всё нормально. Шнурки завяжешь ему. В следующий раз и твоему ребенку кто-нибудь поможет шнурки завязать, если он забудет.
И тут не только — "как лучше сделать", тут появляется — "как не нужно делать". Но в этом случае учитель лишь имеет право провести некоторую беседу.
Услышал от школьника, что он вдруг начал сквернословить. Думаешь про себя: "Да я бы своему сейчас задал бы урок!". А чужому ребенку можно лишь погрозить пальцем. Но погрозить нужно, так как далеко не факт, что родители разрешают ему использовать взрослые слова в юном возрасте.
Да даже и не учителю, а обычному человеку. Видишь, что где-то на улице дети вдруг приготовились совершать опасный поступок (прыгать со второго этажа или разводить костер возле сена) — сделаешь им словесное внушение. Вроде бы мелочь, но вполне себе поступок взрослого человека.
***
Так вот, у всех взрослых людей наверняка имеется чувство "заботы о детях". И совсем не важно, есть ли у тебя дети или нет.
Кто-то запросто может высадить ребенка из маршрутки в тридцатиградусный мороз, так как не хватило пяти рублей на проезд, а кто-то с легкостью добавит эти пять рублей.
Кто-то легко провернет финансовую аферу, после которой он чуть-чуть разбогатеет, но какие-то чужие дети недополучат качественных продуктов, а кто-то с легкостью потратит свои деньги на мероприятие, чтобы детям было интереснее.
Все мы люди разные, так как нас воспитывали разные родители. Для кого-то на первом месте собственная важность, кто-то в каждом деле видит лишь корысть, кто-то реальный альтруист, кто-то без раздумий совершает маленький подвиг.
Так вот, мне кажется, у педагога это качество "заботы" должно быть развито в любом случае. Без этого качества работать, конечно, можно, но с ним всё-таки как-то проще, так как не возникает вопроса — "А как мне поступить в этой ситуации?".