В чем секрет необычных старых колес в Сирии

0 0

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Сирия — это не только про войну, Асада, боевиков и нефть. На самом деле, это очень интересная и многогранная страна, ведущая свою историю из далекой древности.

Ведь цивилизация на ее территории зародилась еще за 4 тысячи лет до нашей эры, а Дамаск считается самой древней из всех существующих столиц в мире и вообще один из самых древних крупных городов на нашей планете, которые существовали постоянно.

Но так глубоко в древнюю историю я сегодня забираться не буду, и очерк будет о недавнем на фоне всего исторического среза времени — о периоде Византии (ага, кто-то сейчас посмеялся, по поводу «недавнего»).

Для того периода характерно множество удивительных изобретений, порой даже невероятных, учитывая сложности с доступном к материалам, неразвитость технологий, отсутствие множества элементарных возможностей, которые сегодня мы воспринимаем совершенно спокойно.

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Одно из таких удивительных изобретений византийского периода можно увидеть в сирийском городе Хама.

Это целый комплекс огромных деревянных колёс, которые стоят в разных местах на реке Оронт.

Как вы можете догадаться, сирийские земли, в большинстве своем, представляют гористые полупустыни, хоть и не бесплодные, т.к. реками эту территорию природе не обделила. Вот только чтобы можно было заниматься сельским хозяйством не только непосредственно по берегам рек, а и на другой окружающей территории, нужно было как-то эту воду туда подать. А как это делать, если труб с насосами тогда еще не существовало, а большинство рек текло по низинам? Тогда как возделываемые земли были выше уровня рек, чтобы направлять воду к ним просто прокопав каналы.

И тогда инженеры придумали нории.

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Для чего они? Вместо современных насосов.

Дело в том, что в роли водопроводов в те времена были акведуки. Их, как правило, строили там, где есть возможность забрать воду на удобной высоте, чтобы дальше, при постепенном минимальном уроне наклона, вода по акведуку самотеком поступала в нужные места (иногда протяженность таких акведуков достигала многих десятков километров).

Но в случае с рекой Оронт проблема была в том, что она находится низко. А в окрестностях много плодородных земель, на которые нужно было как-то придумать доставку воды.

Самый простой вариант: построить акведуки от реки, но … если придумать, как поднять воду на нужную высоту.

Так и придумали эти колеса, которые поднимали воду на акведук.

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Работали они достаточно просто. Само течение воды крутило колесо за счет деревянных лопастей нужного размера на его торцах. Ну а для подъема воды между лопастями соорудили деревянные ящики.

Колесо зачерпывало воду в эти ящики, а за счет правильной геометрии и размеров лопастей, река крутила даже потяжелевшее колесо, которое поднимало воду в ящиках наверх, и она сливалась в желоб акведука.

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Таких колес в городе Хама, который стоит на реке Оронт, было довольно много, больше 120. И до нашего времени из них сохранилось … не поверите, 17 штук!

Это при том, что их постройка датируется примерно 350-400 годами. И вот эти деревянные сооружения, пусть и с ремонтами, но существуют до нашего времени!

И, что самое удивительное, когда река Оронт полноводна, они крутятся до сих пор. С сильным скрипом, хотя уже и не подают воду на акведук, т.к. давно есть насосы и оросительные системы…

В чем секрет необычных старых колес в Сирии

Кстати, диаметр самого большого колеса — 21 метр, и больше 500 лет это было самое большое колесо в мире!

Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy