Наверняка вы не раз слышали про сирийский Хомс из многочисленных новостных сводок, когда в Сирии шла наиболее активная фаза войны. На самом деле, до войны вообще мало кто в мире слышал о таком городе, но происходившее здесь на протяжении нескольких лет сделало его «знаменитым».
Еще в самом сирийских событий, в 2011 году, Хомс стал одним из очагов, из которых разгорелась война. Сначала в старой части города начались антиправительственные выступления, затем боевики захватили и заблокировали несколько кварталов, практически устроив геноцид находящему там христианскому населению. В ответ в город ввели подразделения сирийской армии и начались первые серьезные бои.
Именно эти действия, как считается, спровоцировали экстремистов на жесткие дальнейшие действий и значительное количество терактов с их стороны.
В короткое время экстремисты захватили несколько центральных районов, откуда постоянно вели минометные обстрелы по другим районам, по нефтезаводу на окраине Хомса, по нефте- и газопроводам, хранилищам нефтепродуктов, а также снайперы с верхних этаже зданий попросту расстреливали всех, кто попадал в их прицел за пределами созданного анклава.
Долгое время армия не вела против них активных действий, лишь обстреливая дома, с которых вели огонь снайперы. Именно поэтому верхние этажи некоторых домов буквально превращены в решето, как на этом фото.
В захваченных районах оставались мирные жители, дети, старики. Покинуть их они не имели возможности много месяцев, пока не удалось договориться о гуманитарном коридоре.
Ситуация усугублялась тем, что в захваченных районах не было ни электричества, ни воды, и даже не функционировала канализация. Соответственно, не было какого-либо снабжения даже вещей первой необходимости, продуктов, питьевой воды и одежды. Сложно даже представить, как оставшимся в этих кварталах людям пришлось выживать все эти долгие 800 с лишним дней.
Боевики, надежно забарикаридовавшись и и перекрыв все возможные въезды в захваченные районы, по-сути, ушли в самоблокаду. Которую правительственные войска не особо торопились снимать, т.к. у них в тот период войны попросту не хватало сил на полноценную военную операцию в условиях густо застроенных и все еще населенных городских улиц, большой концентрации экстремистов и риска значительных потерь среди оставшихся внутри блокады простых людей.
И при этом они периодически осуществляли вылазки, устраивая теракты на нефтяных объектах, пополняя запасы еды, воды и боеприпасов. Для этого использовали 2-километровый тоннель, тайно вырытый из анклава в тихое неприметное место позади всех блок-постов.
Интересно, что остальные районы города боевики почти не трогали, кроме периодических обстрелов из минометов, и улицы вне заблокированного анклава пострадали очень не значительно.
Чего не скажешь об улицах буквально в двух кварталах отсюда.
Только спустя два года после начала самоблокады и возникшей за ней гуманитарной катастрофы для нескольких тысяч людей, в начале 2014 года губернатору провинции удалось договориться с лидерами боевиков о создании временного гуманитарного коридора и выводе части мирных жителей.
Покинуть анклав удалось около 1000 человек, в основном женщинам с детьми.
Осободили Хомс довольно своеобразным способом. Правительственные войска разрешили всем желающим боевикам его покинуть по специальному коридору на специальных условиях: каждому бойцу, желавшему покинуть анклав, можно было взять с собой один автомат и рюкзак с личными вещами. Плюс по одному гранатомету и пулемету на каждый автобус. Автобусы предоставили сирийские власти.
Боевики воспользовались этим предложением и покинули развороченный центр Хомса, перебазировавшись в Таблису и Дар-аль-Кабиру.
Ну а сирийские военные спустя два года смогли войти в оставленые кварталы и увидеть, во что они превратились за эти месяцы.
В мировых СМИ события в Хомсе называли резней, обвиняли сирийскую армию в подталкивании к террору и неспособности влиять на складывающуюся внутри образовавшегося анклава ситуацию.
Сирийская же армия, в свою очередь, заявляла, что вина на разжигании событий лежит исключительно на боевиках, а власти, в свою очередь, прикладывали все усилия для нормализации ситуации…
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.