За почти недельное путешествие по Сирии мы насмотрелись на разруху сполна. Наверное, на всю жизнь.
Честно говоря, пока ты не видишь это все своими глазами, да еще и в таком количестве, в разных городах и частях страны, ты не осознаешь истинного масштаба тех разрушений и того горя, которое приносит любой стране война.
В некоторых городах это настолько тотальные разрушения, когда нужно просто загонять армаду экскаваторов с грузовиками и сносить город под ноль, чтобы затем выстроить там все заново.
Ты смотришь на выкошенные свинцом и тысячами взрывов кварталы и понимаешься, что ведь еще каких-то 10 лет назад здесь была улица. Звучала детским смехом, пахла едой, мужчины курили свой кальян в кофейне на углу, а женщины развешивали свежепостиранное бельё.
Они и сейчас здесь его развешивают. Только среди дыр в стенах от снарядов. Потому что жители не покинули эти уничтоженные кварталы, чтобы их сносили, а живут прямо в обваливающихся домах. И это ужасно.
Ты прилипаешь глазом к видоискателю камеры, медленно переводишь объектив с одного дома на другой, рассматривая стены и обвалившиеся перекрытия, и понимаешь:
— Вон та дырища в стене появилась не просто так. Это не случайное попадание из гранатомета. Видимо, там была удобная огневая точка, которую подавили таким способом. В один миг там могло не стать человека, хорошего или плохого.
Или соседнее здание. Стены которого, как дуршлаг — все изрешеченные.
Тоже, видимо, шел интенсивный бой. И тоже вряд ли это был просто безобидный для всех сторон пейнтбол.
Или этот небольшой офисный центр.
На стенах места живого нет, но при этом отсутствуют взрывные разрушения и здание даже не обвалилось, как многие по соседству.
Явно не один час длилась перестрелка.
И, фактически, за каждым окном стоит чье-то бывшее жильё или работа. Где люди спокойно жили, занимались своими делами, ссорились или любили друг друга, играли с детьми или обсуждали с коллегой последний футбольный матч.
А за каждым отверстием в стене — нажатый кем-то спусковой крючок с целью попасть в другого человека и тот самый человек, в которого эта пуля летела, и который меньше всего хотел её попадания…
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.