Октавиан Август был весьма неоднозначным, но, несомненно, великим человеком. История знает его как основателя могущественного государства — Римской империи. С ранних лет он мечтал о покорении мира и, надо признать, многие свои планы сумел воплотить в жизнь. Как человек он вызывает противоречивые чувства, да и негативных качеств у первого римского императора было достаточно (об этом можно узнать в первой статье, посвящённой Октавиану Августу).
Однако я хочу взглянуть на него как на политика и военачальника, сумевшего завоевать огромные территории. Он не отличался крепким здоровьем, не обладал особенной физической силой, а потому осознавал, что многое в войнах и политике достигается исключительно умом и хитростью, которые в избытке имелись у Октавиана. Как же этот человек сумел достичь своей заветной цели, а именно — создать собственную империю?
Бернардино Кампи «Портрет Октавиана Августа с глобусом» / mutualart.com
“Простодушный” юноша
Когда в Риме заговорщики убили Юлия Цезаря, Гаю Юлию Цезарю Октавиану (а именно так звали Августа) было всего восемнадцать лет. Несмотря на юный возраст, Этот человек уже тогда обладал острым умом и проницательностью, которые не раз будут помогать ему в жизни. А главное — Октавиан Август был крайне амбициозен и коварен, причём последнее качество в полной мере реализовывал при достижении целей.
Даже опытные римские политики считали Октавиана простодушным юношей, от которого точно не стоит ждать удара в спину. В итоге же, сплотив вокруг себя народ и сумев привлечь на свою сторону большую часть армии, Август начал преследовать своего противника Марка Антония, скрывшегося в Египте. Чем завершилась для Антония и Клеопатры эта история, известно всем. Трагическая гибель египетской царицы и её римского возлюбленного стала финалом гражданских войн римлян. Теперь власть сконцентрировалась в руках Октавиана.
Луи Гофье «Октавиан Август и Клеопатра» / Национальная галерея Шотландии
Единство хитрости и политики
Интересно, что в 27 году до нашей эры Август объявил, что снимает с себя прежние полномочия. Теперь, казалось бы, правление оказалось у Сената — как и прежде. Но это была лишь видимость. На самом же деле он прочно установил режим личной власти, который существовал до последних дней жизни Октавиана.
Он был консулом, цензором (это позволяло самостоятельно выбирать состав Сената), а также трибуном (что открывало возможность отклонять неугодные законопроекты, а также гарантировало личную неприкосновенность). Раздел провинций позволил Октавиану получить контроль над частью войск. Шаги, предпринимаемые им, были крайне осторожными, причём тщательно просчитанными. Как покажет время, они оказались верными.
Ангелика Кауфман «Вергилий, читающий «Энеиду» Октавиану Августу и его сестре Октавии» / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Октавиан Август понимал, что воплощение его мечты о собственной могущественной державе возможно лишь при установлении политики экспансии. В качестве первого пункта в списке завоеваний Октавиан выбрал Испанию. Коренные горные народы этой провинции нередко совершали разорительные набеги на приграничные районы.
Победа над ними могла сделать амбициозного политика озарённым блеском череды триумфов. Успех не заставил себя ждать. Горцы оказывали отчаянное сопротивление, однако опытные военачальники армии Августа и их солдаты сломили сопротивление племён. Римский историк Анний Флор писал:
“Они устроили погребальный пир, соревнуясь в выборе смерти — от меча, огня или яда, который они обычно добывают из тисового дерева. Большая их часть предпочла смерть, освободившись таким образом от плена, который им, в то время еще не покорённым, казался тяжелее смерти”.
Луи-Андре-Габриэль Буше «Октавиан Август и Цинна»