Стране не нужны «паровозы»? Посетил заброшенный завод горно-шахтного машиностроения — его закрыли в 2017
Стране не нужны «паровозы»? В удивительное время живём товарищи. Уже практически никто не спорит с утверждением, что экономика нашей страны построена на освоение недр и экспорте природных богатств.
Заброшенные заводы по производству автомобилей, микроэлектроники, бытовой техники и т. д. воспринимаются хоть и болезненно, но в целом с пониманием. Вот только в последние годы происходит что-то странное и закрываться стали предприятия обслуживающие горнодобывающую и нефтегазовую отрасли. Про одно из таких предприятий, закрывшееся совсем недавно я и хочу вам рассказать: бывший завод по производству паровозов, а позднее завод горно-шахтного машиностроения в Перми.
Породопогрузочно-разгрузочная машина МПР-6
Питатель для сыпучих пород КТ-8
Но вначале, немного истории о том как строили и как уничтожали:
В 1956 году был сдан в эксплуатацию Экскаваторно-Паровозо-Вагоноремонтный Завод (ЭПВРЗ) и предназначался он, как не сложно догадаться для ремонта экскаваторов, паровозов и вагонов. Однако накануне открытия появилась необходимость в производстве горно-шахтного оборудования для Березниковского калийного комбината (сегодняшний «Уралкалий») и завод спешно переориентируют.
Уже в октябре того же года завод выпустил первые качающиеся питатели для погрузки сыпучих пород. Годом позже ЭПВРЗ переименовывают в Пермский завод ГШМ (горно-шахтного машиностроения). Построены свой литейный цех (1я очередь) и ещё много других производственных объектов. Годом позже введена в эксплуатацию сталеплавильная печь и кузнечное производство. Металл и заготовки из него завод делал сам.
В 1968 году на экспорт было поставлено машин и оборудования на 12 миллионов рублей в такие страны, как Польша, Болгария. Индия, Иран, Марокко, Куба, Афганистан и пр. (всего 13 стран). В это время завод производил машины МПР-6, портальные краны, тяжеловозы и тележки на гусеничном ходу, буровые каретки КБС-1, погрузчики ППК-1, питатели типа КТ. Численность работающих на заводе была 1500 человек.
Породопогрузочно-разгрузочная машина МПР-6
В 1988 году оценке издания «Новый компаньон» завод ГШМ выпустил товарной продукции примерно на 36 млн.$ (21 млн.р по курсу 1988г). В 1990 году был построен участков товаров народного потребления. Там выпускали: тележки к мотоблокам МБ-1 и другие товары.
В 1992 завод завод был приватизирован. Предприятие стало называться
ОАО «Завод ГШМ». Новый собственник, бывший спортивный деятель выжимал из завода все соки — постоянные задержки зарплаты и сокращение численности сотрудников до 300 человек. Как результат — банкротство предприятия в 1998 году. Новым собственником стала Группа ЗУМК во главе с Томиловым В. В. и Поздеевым А. А.
Как продолжают наживаться на советском наследии:
За время пребывания на заводе произошла забавная встреча. Находясь в заброшенном цеху мы совершенно случайно увидели через окно двух человек в камуфляже, которые пробирались через кусты с мешками старых плат за спиной. Мы вышли из цеха и направились к ним, с мыслью о том, что это такие же любители заброшенных мест, только не столь обременённые моральным принципом «оставлять всё на своих местах».
Мы думали, что они скорее всего испугаются нас, однако, увидев нашу группу, двое мужчин совершенно спокойно подошли к нам и охотно разговорились. Как оказалось это бывшие работники предприятия, которые «договорились» с охраной и таким образом «работают».
Вот такие дела, уже и технику для освоения собственных недр перестаём производить. Что на очереди, переработка и логистика?
Фотографии и текст: Kave102Rus специально для проекта NordSkif & Co