Стране не нужны «паровозы»? Посетил заброшенный завод горно-шахтного машиностроения — его закрыли в 2017
Стране не нужны «паровозы»? В удивительное время живём товарищи. Уже практически никто не спорит с утверждением, что экономика нашей страны построена на освоение недр и экспорте природных богатств.
Заброшенные заводы по производству автомобилей, микроэлектроники, бытовой техники и т. д. воспринимаются хоть и болезненно, но в целом с пониманием. Вот только в последние годы происходит что-то странное и закрываться стали предприятия обслуживающие горнодобывающую и нефтегазовую отрасли. Про одно из таких предприятий, закрывшееся совсем недавно я и хочу вам рассказать: бывший завод по производству паровозов, а позднее завод горно-шахтного машиностроения в Перми.
Породопогрузочно-разгрузочная машина МПР-6
Питатель для сыпучих пород КТ-8
Но вначале, немного истории о том как строили и как уничтожали:
В 1956 году был сдан в эксплуатацию Экскаваторно-Паровозо-Вагоноремонтный Завод (ЭПВРЗ) и предназначался он, как не сложно догадаться для ремонта экскаваторов, паровозов и вагонов. Однако накануне открытия появилась необходимость в производстве горно-шахтного оборудования для Березниковского калийного комбината (сегодняшний «Уралкалий») и завод спешно переориентируют.
Уже в октябре того же года завод выпустил первые качающиеся питатели для погрузки сыпучих пород. Годом позже ЭПВРЗ переименовывают в Пермский завод ГШМ (горно-шахтного машиностроения). Построены свой литейный цех (1я очередь) и ещё много других производственных объектов. Годом позже введена в эксплуатацию сталеплавильная печь и кузнечное производство. Металл и заготовки из него завод делал сам.
В 1968 году на экспорт было поставлено машин и оборудования на 12 миллионов рублей в такие страны, как Польша, Болгария. Индия, Иран, Марокко, Куба, Афганистан и пр. (всего 13 стран). В это время завод производил машины МПР-6, портальные краны, тяжеловозы и тележки на гусеничном ходу, буровые каретки КБС-1, погрузчики ППК-1, питатели типа КТ. Численность работающих на заводе была 1500 человек.
Породопогрузочно-разгрузочная машина МПР-6
В 1988 году оценке издания «Новый компаньон» завод ГШМ выпустил товарной продукции примерно на 36 млн.$ (21 млн.р по курсу 1988г). В 1990 году был построен участков товаров народного потребления. Там выпускали: тележки к мотоблокам МБ-1 и другие товары.
В 1992 завод завод был приватизирован. Предприятие стало называться
ОАО «Завод ГШМ». Новый собственник, бывший спортивный деятель выжимал из завода все соки — постоянные задержки зарплаты и сокращение численности сотрудников до 300 человек. Как результат — банкротство предприятия в 1998 году. Новым собственником стала Группа ЗУМК во главе с Томиловым В. В. и Поздеевым А. А.
В 2017 году арбитражный суд признал владельца предприятия Александра Поздеева банкротом. Общая задолженность бизнесмена перед кредиторами составляла более 900 млн рублей. В 2018 году была введена процедура реализации его имущества. На операции с недвижимостью, транспортом и долями в предприятиях группы был наложен арест, поскольку финансовый управляющий заявил о возможности вывода части имущества из конкурсной массы должника.
В марте 2020 года он был снят после проведения полной инвентаризации собственности Поздеева. К тому моменту часть имущества уже была продана на торгах. В августе 2021 года Кировский суд Перми признал виновными бывшего владельца группы ЗУМК (в которую входил Пермский завод ГШМ) Александра Поздеева и главного бухгалтера одной из ее компаний Татьяну Староверову в налоговых преступлениях и невыплате зарплаты сотрудникам предприятия. Поздеева приговорили к 3,5 года условно и штрафу в размере 650 тыс. руб., а главного бухгалтера Староверову — к трём годам лишения свободы условно.
Актуальное состояние заброшенного завода ГШМ:
На сегодняшний день территория завода представляет собой промплощадку, часть территории которой сдаётся в аренду, а другая часть остаётся заброшенной. Впрочем, половина всех заводских производственных корпусов представляет собой натуральные руины.
Нам удалось попасть в один из наиболее уцелевших цехов. В производственной части всё достаточно печально. Единственные звуки вокруг — верещание птиц под крышей и капающая вода с потолка.
Несколько сотен человек работавших здесь в один момент потеряли работу, хотя завод «пережил» девяностые и банкротство. Причём горно-шахтное машиностроение — достаточно перспективное направление, но ныне в горно-добывающей промышленности повсеместно используется импортное оборудование.
Внутри цеха стоит несколько чудом уцелевших станков, возможно, их ещё просто не успели реализовать.
Или не успели распилить на металлолом, что более вероятно.
Внутри цеха была обнаружена породопогрузочная машина, произведённая на этом заводе. Странно что её оставили стоять здесь, как некий памятник продукции которую когда-то производили здесь сотнями.
Административно-бытовой корпус сохранился значительно лучше. Рабочие места практически не тронуты. Многие кабинеты выглядят так, будто работники завода ушли на обед вот-вот должны вернуться.
В заводском архиве тоже полный порядок — всё по полочкам.
Небольшой актовый зал с пианино также отлично сохранился.
Рабочий и умело настроенный инструмент между прочим!
Как продолжают наживаться на советском наследии:
За время пребывания на заводе произошла забавная встреча. Находясь в заброшенном цеху мы совершенно случайно увидели через окно двух человек в камуфляже, которые пробирались через кусты с мешками старых плат за спиной. Мы вышли из цеха и направились к ним, с мыслью о том, что это такие же любители заброшенных мест, только не столь обременённые моральным принципом «оставлять всё на своих местах».
Мы думали, что они скорее всего испугаются нас, однако, увидев нашу группу, двое мужчин совершенно спокойно подошли к нам и охотно разговорились. Как оказалось это бывшие работники предприятия, которые «договорились» с охраной и таким образом «работают».
Вот такие дела, уже и технику для освоения собственных недр перестаём производить. Что на очереди, переработка и логистика?
Фотографии и текст: Kave102Rus специально для проекта NordSkif & Co