Астрономы сфотографировали планету вокруг самой массивной звездной пары на сегодняшний день

Астрономы с помощью Очень большого телескопа ESO смогли получить прямое изображение присутствия гигантской планеты вокруг массивной, сверхгорячей звездной системы. До сих пор мы считали, что миры не могут развиваться вокруг таких объектов.

Расположенная примерно в 325 световых годах от Земли в созвездии Центавра, двухзвездная система b Центавра (или HIP 71865) имеет в общей сложности около шести солнечных масс. Как и большинство массивных звезд, эти два объекта также очень горячие. Ее главная звезда — звезда типа B, которая в три раза горячее Солнца. Из-за высокой температуры она испускает в окружающее пространство большое количество ультрафиолетового и рентгеновского излучения.

Поэтому большая масса и тепло звезды этого типа оказывают сильное воздействие на окружающий газ. Эти условия таковы, что до сих пор мы считали формирование и эволюцию планет в этих системах невозможными. Однако это не так, о чем свидетельствует новое открытие, опубликованное в журнале Nature.

Используя Очень большой телескоп ESO, астрономы недавно обнаружили планету, по крайней мере, в десять раз более массивную, чем Юпитер. Этот мир, один из самых больших из когда-либо открытых, вращается по орбите на расстоянии, почти в 100 раз превышающем расстояние между Юпитером и Солнцем.

До сих пор не было найдено ни одной планеты вокруг звезды, более чем в три раза массивнее нашей собственной. Это новое открытие доказывает, что планеты действительно могут формироваться в звездных системах с такими суровыми условиями.

«Эта планета — инопланетный мир в совершенно иной среде, чем та, которую мы испытываем здесь, на Земле, и в нашей Солнечной системе«, — говорит Гаятри Вишванат из Стокгольмского университета и соавтор этой работы. «Это суровая среда, в которой преобладает экстремальная радиация, где все находится в гигантских масштабах: звезды больше, планеты больше, и расстояния больше«.

Благодаря мощности телескопа исследователи даже смогли получить изображение планеты, которую можно увидеть ниже.

На этом изображении пара звезд, общая масса которых по меньшей мере в шесть раз превышает массу Солнца, является ярким объектом в левом верхнем углу. Его кольца являются лишь оптическими артефактами. Планета видна как яркое пятно в правом нижнем углу кадра. Другая яркая точка на снимке (вверху справа) — это звезда на заднем плане.

Изображение этой гигантской планеты было получено с помощью спектро-поляриметрического высококонтрастного прибора SPHERE (Spectro-Polarimetric High Contrast Exoplanet REsearch) на VLT ESO в Чили. На самом деле она уже была запечатлена более двадцати лет назад другим телескопом. Однако в то время она не была распознана как планета.

В будущем астрономы хотели бы продолжить эти наблюдения с помощью Чрезвычайно большого телескопа ESO, который должен начать наблюдения в 2025 году. Модернизация VLT может также раскрыть больше информации о формировании и характеристиках этого необычного мира.