Учитель вошел в класс, а дети уже испугались

0 4

Учитель вошел в класс, а дети уже испугались

Как учитель заходит в класс и начинает урок – это уже влияет на ход урока. Вроде бы чего такого важного, но именно такая важность кроется в мелочах.

Что интересно, учителя, которые знают эту важность, легко этим фактом пользуются.

Я это заметил еще в детстве. С первых секунд урока уже можно было догадаться, ка будет проходить урок. Да и вообще, первое впечатление об учителе формируется именно на этом моменте.

Помню, у меня был первый урок математики в пятом классе. Мы как бы уже знали, что учительница математики довольно строгая, а потому сразу со звонком четко встали возле своих парт. Когда она вошла и махнула рукой, мол, садитесь, мы выдохнули и сели.

— Встать! – громко скомандовала она.

Мы встали.

— Садитесь.

Второй раз мы уже уселись так, будто за каждое лишнее движение нам предстояло бы писать объяснительную.

Понятно, что на уроках был авторитаризм.

Интересная манера начинать урок была у учителя истории. Как правило, он нам не давал команды вставать и садиться. Он заходил в класс – мы садились. А дальше смотрели на него. Он мог молча три-четыре раза пройти по классу туда-сюда, как бы чего-то обдумывая, а затем резко начать:

— Семен Тимошенко. Интереснейшая личность. Маршал …

Дальше урок шел своим ходом, а мы сразу вникали в суть и следили за ходом событий.

Учительница географии также весьма нестандартно начинала урок. Почти всегда перед уроком она развешивала карту и плакаты, а потому в самом начале урока сразу подходила к карте и плакатам и задавала вопрос:

— А вот, посмотрите, … как вы думаете?

И мы уже сразу пытаемся вглядеться и ответить на каверзный вопрос, на который сразу же обратила внимание учительница. А уже потом домашнее задание, да и то не факт, так как хороший учитель прекрасно видит, кто готовился к уроку, а кто не нет – без всяких опросов.

В те далекие времена я даже представить себе не мог, что однажды сам стану учителем, но мне было интересно наблюдать за манерой проведения урока у разных учителей. И как-то это само собой анализировалось.

И вот эти первые минуты урока очень важны. По первым минутам ученик судит – зачем мы вообще тут собрались. И ради чего.

Какой-то учитель тратит это время на организацию урока, кто-то сразу переходит к теме, кто-то начинает выяснять «за отсутствие» — у каждого свои приемы.

Приведу пример из взрослой жизни. Так как я был учителем, то иногда посещал в районе методические объединения учителей. Каждое объединение начиналось со своеобразной переклички, где нужно было записать свое посещение с указанием школы, координат и т.д. Сразу становилось понятно, зачем всё это вообще нужно – создать видимость работы и посещаемости.

— А запишите еще Клару Розовну, она должна подойти.

Про себя могу сказать, что во время работы в школе я не любил стандартизацию ведения урока. Еще с института нас приучали:

— Есть организационный момент. Спрашиваете – кто дежурный, интересуетесь погодой, спрашивает про сегодняшнее число, интересуетесь настроением.

Это на английском языке, естественно.

Составляли конспекты, эти все слова указывали. Потом смотрели уроки у учителей в школе на практике. Да, там всё это проговаривается. И поди начни урок с «интересной мысли» или вопросом по карте – нужен организационный момент.

Сначала я так и делал, а потом понял, что есть и другие модели начала урока, которые зачастую даже более эффективные.

Именно поэтому мне больше нравилось вести уроки истории, нежели «родные мне» английский и немецкий, где шаблоны, правила, заученные фразы.

Иногда в зарубежных фильмах встречаются моменты, связанные со школой. Интересно наблюдать разницу общения «учитель – ученик». Там у них совершенно другая система, которая и формирует отношение к системе образования со стороны общества.

И неудивительно, что я сам всегда с удовольствием посещал уроки учителей, которые отходили в манере ведения от «стандарта», превращая урок в маленькое «представление». Но самое главное – знания на таких уроках усваивались на только так. Это я потом на личном опыте убедился, когда получал две профессии.

От "авторитаризма" просто начинала болеть голова, когда боишься не столько учебного предмета, сколько учителя (или преподавателя).

«Авторитарный стиль» — это не гарантированный залог получения знаний. Это не наш метод, Шурик.

В институте – также. За первые пять минут мы понимали, что будет на лекциях у преподавателя. Кто-то демонстрировал свою важность, кто-то показывал важность своего предмета, кому-то было важнее провести перекличку и напугать отсутствующих. А кто-то с первых секунд сразу давал понять, что на лекциях нас ждет много интересного.

Так всё и было.

На ус намотал. Выводы сделал.

И вот эта важность начала урока всегда у меня была перед глазами. Да и мне самому было бы скучно каждый раз начинать урок с одних и тех же слов и движений.

А представьте, какого ученикам … Они тоже это видят, и иногда начинают воспринимать урок как наказание.

***

Но открытый урок … или "гости" на уроке … Это сущее мучение.

— А почему вы в организационном моменте не сформулировали …?

Всегда хотелось ответить в рифму. Но взрослость и культура общения мешала.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy