Сколько я веду блоги, столько отмечаю интерес к этому вопросу. Мнения самые разные у людей — от полного контроля США и Израилем до каких-то тайных инструкций, которые получает Греф в Америке.
Кому на самом деле принадлежит Сбер?
Раньше 50% плюс одна акция принадлежали государству в лице Центрального банка. Но в 2020 году акции были переданы российскому правительству. В таком же количестве — 50% плюс одна акция. Поэтому Сбер и называют госбанком — большинство голосов принадлежит государству, оно может влиять на решения банка и на его развития.
Что же с остальными почти 50% акций Сбера? Часть из них действительно принадлежит американцам. А еще европейцам, китайцам, россиянам и так далее. Все, что не принадлежит России, обращается на бирже. Покупать могут как российские, так и иностранные граждане и юрлица (компании, фонды и так далее).
Да что там, даже у меня есть акции Сбербанка. И вы можете купить, если вам есть 18 лет. Что для этого нужно? Открыть брокерский счет и иметь около 3000 рублей — столько сейчас стоит минимальный лот из 10 акций. Эта цена постоянно меняется, но минимальная сумма там не такая большая.
Что касается злополучных американцев и Сбербанка, то официально известно, что доля нерезидентов (не российских акционеров) в тех чуть менее 50% (которые не у государства) — 46,4%. То есть от общего числа акций менее четверти принадлежит иностранцам. И туда входят не только граждане и компании США, но и китайские, европейские и так далее.
Правда ли, что американцам достается прибыль нашего Сбербанка?
Правда, но не каждому мимо проходящему американцу, а тому, кто купил акции Сбера. Как и россиянину, как и гражданину другой страны.
Сбербанк относится к тем компаниям, которые выплачивают дивиденды. То есть ежегодно раздают часть прибыли акционерам. Например, в 2021 году на каждую акцию выплатили дивиденды в 18,7 рублей. Чем больше акций, тем больше дивидендов — они распределяются по всем акциям в равных долях. То есть больше половины получает наше государство, так как у него 50% плюс одна акция. Остальное — всем акционерам, неважно, какое у них гражданство.
У меня много вопросов к Сберу, но то, что его контролируют американцы — неправда.