Показываю заброшенный советский завод с «кладбищем техники» — раньше здесь ремонтировали ракетные тягачи
Поздний октябрь. Кладбище советской техники на окраине заброшенного завода. Спокойствие спящих вечным сном машин нарушали лишь редкие порывы пронизывающего ветра, что срывал с деревьев последнюю листву и время от времени хлопал дверьми открытых настежь кабин.
Наше очередное путешествие по руинам советских заводов расскажет вам про 487-й ЦАРЗ — военный завод, некогда занимавшийся ремонтом и обслуживанием колёсной техники отечественного производства. В том числе и тягачей-ракетовозов. Мы минуем стоянку техники, которую, так и не успели отремонтировать и направляемся внутрь заброшенных цехов.
«487 Центральный авторемонтный завод» — молодое предприятие. Его основали в 1980 году в соответствии с директивой Генерального штаба Вооружённых сил от 5.02.1980 г. № 314/1/00170. Моложе, в БАССР был только машиностроительный завод в Стерлитамаке, который выпускал САУ «Мста-С», но он закрылся даже раньше, чем обратился в руины 487-й.
Чем же занимался «487 Центральный авторемонтный завод»?
Предприятие занималось ремонтом и обслуживанием отечественной колёсной техники по заказу Министерства Обороны РФ. В числе прочих, основными видами деятельности предприятия являлись:
— капитальный ремонт многоосных колёсных шасси МАЗ-537, 543, 7912, 7917, МЗКТ, КЗКТ и агрегатов этих машин (об основном направлении деятельности говорит «кладбище техники» из старых ракетовозов)
— ремонтно-восстановительные работы на автомобильных шасси, проведение регламентированного технического обслуживания специальными выездными бригадами в частях РВСН.
— капремонт двигателей КАМАЗ, ЯМЗ, ЗИЛ и регламентированный ремонт двигателей семейства В-2, а также техобслуживание и ремонт автомобилей и тракторов отечественного производства.
В настоящее время основные производственные линии завода — сданы на металлолом. Масштабные цеха представляют из себя огромные пустые бетонные коробки. О былом назначении говорят только плакаты на стенах, покрышки и редкие остатки оборудования, как например сломанный кран.
Отслоившаяся краска шелестела под ногами почти с тем же тембром, как шелестели страницы с документацией под рукой. Но папка отложена в сторону — ничего интересного. Посмотрим на полках…
…но и там, бесчисленные справочники и технические карты. А что собственно, я ожидал там увидеть? Не знаю, но иногда в заброшенных библиотеках закрывшихся предприятий попадаются красочные журналы по теме производства, которые выписывало себе руководство завода.
Далее, заводская лаборатория
Даже с отсутствующими окнами, лаборатория продолжает едко пахнуть химикатами. Состояние у помещений — странное. Нет окон, но мебель, оборудование и даже батареи отопления остались на месте.
Наверное, пока не успели «порезать» так как крайне маловероятно, что даже часть из помещений бывшего авторемонтного завода продолжат эксплуатировать.
Тем более, что кому-то понадобится пусть и наполовину разобранное, но выглядящее ещё ремонтопригодным оборудование.
Рабочие кабинеты
Далее череда однотипных и в большинстве своём, совершенно пустых кабинетов. Среди них можно выделить кабинет одного из заводских начальников с большой картой, занимающей почти всю стену.
А также медицинский кабинет, где стоматологическое кресло «обнимает» сухожаровой стерилизатор…
…и «комнату-аквариум» с плакатом, поздравляющим завод с днём рожденья.
Заброшенная столовая авторемонтного завода
Интерьеры заводской столовой — скорее напоминают армейские. Тишину опустевшего помещения нарушает лишь эхо от наших шагов. Очевидно, что в дальнейшем здание просто снесут и звуки пианино, больше не будут скрашивать обеденный перерыв заводчан.
При этом помещение столовой не лишено толики уюта, которую обычно наводят заводчане в местах отдыха.
Удивительно было обнаружить залежи чая, в одной из комнат. Интересно, насколько он был плох, что его бросили в количестве целой коробки? Так-то продукт не из числа портящихся и ещё вполне пригоден…
ЗСГО заброшенного 487-го ЦАРЗ
Уже перед самым выходом на глаза попадается неприметный оголовок — это выход защитного сооружения. Любопытно. Но бункер под военным заводом хоть и звучит красиво, на деле оказался армейским типовым укрытием, а не полноценным штабом местной обороны как мы видели на территории заброшенного авторемонтного завода в Самаре.
Убежище представляет из себя коридор, собранный из железобетонных колец, диаметром два метра. Внутри коридора смонтирована фильтр-фентиляционная установка, а по бокам стоят нары для укрываемых.
На отдельный репортаж защитное сооружение явно не тянет, но как дополнение к основному материалу про завод — сгодится.
На этом заканчиваю вас знакомить с заброшенным военным заводом под Уфой и возвращаюсь тем же путём, которым пришёл. Снимки довольно старые и актуальное состояние завода на данный момент ещё хуже.
Спасибо за внимание и до новых встреч! Больше репортажей про старые советские предприятия и заброшенные места со всего СССР смотрите на канале или в рубрике о закрытых советских предприятиях.
Наш большой спецпроект: #реквием по заводу