Путь из варяг в греки: как перевозили и чем торговали?

0 0

Еще со школьных учебников по истории нам известен путь из варяг в греки. С легкой руки составителя «Повести временных лет», это название стало устойчивым и надолго вошло в нашу память. Еще эту древнюю торговую магистраль называют Варяжским или Восточным путем.

Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, а также важный участок европейской коммуникации. На протяжении всего пути осуществлялось не только торговое взаимодействие, но и налаживались культурные связи, росли города, например, Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов и Киев, складывалась система государственности.

Расцвет пути из варяг в греки пришелся на X — середину XIII веков, став некой осью, связывающей север и юг Восточной Европы. Затем, ракурс европейской торговли севера с югом сместился в западную часть Европы. Снижение значимости маршрута уже наблюдалось с XII века. Такого мнения придерживается академик Д.С. Лихачев.

Великий Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки» / foxford.ru

Особенности путешествий древних торговцев по маршруту

Торговый путь из варяг в греки, пролегал как по торговым поверхностям, так и по участкам суши. Водные отрезки шли по рекам, озерам и морям. Длина маршрута составляла более чем 2-2,5 тысячи километров. Лучшим временем путешествия для торговых караванов были весенние и летние месяцы, хотя в скандинавских и арабских источниках, а также в более позднее время в русских хрониках, есть эпизодические упоминания о зимнем передвижении.

Итак, частым вариантом пути был выход из Балтики (из Бирки, Сигтуне, Готланда или южнобалтийских поселений) через Неву, неспокойное Ладожское озеро, затем Волхов с Ильменем, Ловать, Днепр и выход в Черное море, а там открыт был путь на Константинополь.

Отмечу, что передвижение по таким рекам, как Волхов и Ловать в южном направлении шло против течения. А вот двигаясь назад на север нужно было идти против Днепра. Важными и сложными элементами маршрута были долгие волоки между Ловатью и Двиной и второй волок между Двиной и Днепром. Волоки могли идти разными путями через мелкие озера и речки и для них нужна была определенная инфраструктура.

Кстати, река Днепр не так проста, в то время на ней было множество порогов. Еще в устье этой могучей водной артерии не было порта, что нетипично, ведь, к примеру, на Дону, Волге и даже Двине были порты.

Путь из варяг в греки: как перевозили и чем торговали?Путь из варяг в греки: как перевозили и чем торговали?Николай Рерих «Волокут волоком» / Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

На чем плавали древние купцы?

В качестве плавательных торговых средств в обиходе у торговых путешественников выступали лодки однодревки. Об этом нам сообщает Константин Багрянородный в свое труде. Исследователи считают, что вероятно ладьи имели значительные размеры, примерно от 16 метров в длину и 2 метров в ширину. На таких судах обычно были паруса и несколько вёсельных рядов. Сильно в науке мнение, что для речных перемещений использовались одни суда, а для морских другие, более тяжелые корабли.

Скандинавские средства передвижения назывались кнорры, в более позднее время шнеккеры. Древнерусские суда имели общее название – ладьи. А вот уже для морских путешествий по Черному морю купцы использовали византийские корабли. Каждый вид судов водили специальные люди наподобие шкиперов.

Путь из варяг в греки: как перевозили и чем торговали?Николай Рерих «Заморские гости» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Какие товарами торговали на древнем маршруте

Торговцы поставляли из скандинавских городов солдат и рабов, сырец-железо, амбру, предметы из китовой кожи и кости. Важным моментом было то, что оттуда шли награбленные морскими разбойниками товары. Прибалтийские земли поставляли янтарь. Северорусские земли предлагали разнообразную пушнину, смолы, воск, мед, древесину, предметы местного ремесла.

Южнорусские территории торговали хлебом, серебром, местными ремесленными изделиями. Византия предлагала большое разнообразие товаров, это и посуда, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности и многое другое.

Из-за сложности маршрута, а именно географических и климатических особенностей в период активного функционирования Варяжского пути и разрозненного исторического материала, некоторые историки говорят о некой мифичности этого пути. Об этом сообщает С. Бернштейн-Коган, но исследователь делит путь на южную и северную торгово-экономические зоны, которые, безусловно, имели место быть.

Многие специалисты разделяют это мнение, ссылаясь еще и на слабую источниковую базу, говоря, что о едином торговом пространстве говорить не стоит.

Все статьи по теме: #woh_рюриковичи

Автор: Анастасия Прохорова, магистр истории, для дзен-канала «Мир истории» (не забудьте подписаться и поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy