О чём на самом деле фильм «Грех» Кончаловского?

0 0

«Грех» переполнен цитатами и параллелями из «Андрея Рублева» Тарковского. Самые очевидные мы перечислим ниже. Но сразу хочется отметить поразительный факт, что, лишь по прошествии пятидесяти лет после создания «Рублева», Кончаловский, наконец, решился бросить вызов своему другу юности…

Все последние годы Кончаловский «скромно» и «тактично» старался при случае подчеркнуть слабости Тарковского, как режиссера. Снисходительно указывал на его ошибки и просчеты, с позиции возраста похлопывал по плечу мертвеца, но при этом так, чтобы не создалось впечатления, что причиной всему – ревность к настоящей всемирной славе гения…

И вот прошло 50 лет…

Покажи, мэтр, как надо снимать! Докажи, наконец, что ты бы снял «Рублева» лучше… Покажи нам «своего» Рублева!

Самая очевидная параллель: это два рассказа о гениальных художниках. Тогда – Рублев, сейчас – Микеланджело.

Вот только тогда речь шла больше о духе и мучительных поисках бога, а новая картина все больше о деньгах… Это с очевидностью интересует самого режиссера, иначе бы в огромной биографии и «страстях» Микеланджело он нашел бы и иные моменты, «системообразующие» фильм. Тут же почти постоянно Кончаловский говорит о деньгах, лишь иногда отвлекаясь на поиски красоты и бога. Причем поиски денег у Кончаловского получаются куда убедительнее, чем поиски бога…

Новелла «Колокол» из «Рублева» – ассонансная рифма сюжету с перемещением огромной глыбы мрамора в «Грехе».

Разговор Рублева с мертвым Феофаном Греком находит еще одну ассонансную рифму в «Грехе». Это встреча Микеланджело с духом Данте после жуткого убийства на свадьбе.

О чём на самом деле фильм «Грех» Кончаловского?

Есть и более тонкие, малозаметные цитаты, которые, возможно, таковыми и не задумывались. Но их количество и не важно. Важно то, что все это нам доказывает – фильм «Грех» это однозначный диалог и, возможно, спор с «Андреем Рублевым». И нам кажется, что правым в этом споре остался молодой Тарковский, которого не смог уязвить постаревший циничный бывший друг.

Мастерство режиссера теряется… Еще раньше его потерял Никита Михалков, но он и раньше «сдался». Кончаловский держался дольше. Но отец, автор всех возможных гимнов, проснулся и в нем к старости. Совесть так легко спрятать за красивыми цитатами из классиков, и вот наш мэтр с горящим преданным взором сидит рядом с братом и благоговейно слушает ежегодное послание президента Федеральному Собранию.

Может ли раб снять фильм о свободном гении Микеланджело?

Нет, конечно. Красивые картинки, исторические иллюстрации – сколько угодно! Но великий фильм о художнике снять не может человек, который сам уже перестал быть художником.

Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy