До сих пор помню слова учителя труда про деревенских и городских

0 5

До сих пор помню слова учителя труда про деревенских и городских

Не знаю, почему труд переименовали в технологию, но заметно, что технология не очень хорошо справляется с той задачей, с которой справлялся труд.

У нас был стандартный учитель труда. Он всегда находился у себе в кабинете (а вернее в маленькой каморке), он был строгий, он идеально знал свое дело, он любил выпить.

Иногда, находясь немного навеселе, он любил поговорить с нами школьниками "за жизнь".

— А знаете, чем вы отличаетесь от городских? — вдруг однажды спросил он.

— Чем? — спросили мы и начали предлагать варианты ответа.

— Нет, не тем и не этим. Вот вызываю я вас к доске, а вы молчите. Чего молчать, говори. А нет, голову опустил, руки в карманы сложил, молчит. Вы просто зажатые, надо чуть наглее быть, не знаешь — всё равно говоришь. Вот я когда в городскую школу езжу куда-нибудь на конкурс, то всегда замечаю, что наши деревенские молчат. Ему вопрос задают, а он покраснеет, чего-нибудь скажет два слова и молчит. А городские шпарят и шпарят, правильно или нет, но говорят, не молчат. Вот они поступят после школы, а вы нет. Нет у вас этого.

Понятно, что это был не комплимент, но вот эти слова я часто вспоминал. Вот не помню про сеялки, про комбайны, про способы вспашки, а вот эти слова помню.

Наверное, я их тогда принял как план к действию.

Так как мне пришлось много учиться, то я видел разных студентов. Не могу сказать, что в словах учителя была большая доля истины, но она была.

"Преодолеть зажатость" — я стал действовать в этом направлении.

Нет наглости — это была проблема. Реально оказалось, что во взрослом мире нужна наглость, причем иногда конкретная. Вперед не совался, но и не отставал. Короче, преодолевал это свое "коренное".

Потом понял, что всё зависит от "подвешенности языка". Когда пропадает стеснение, то язык действительно начинает жить самостоятельно. И даже поведение становится другим. "Перевоспитался" я быстро, понял основные жизненные принципы, с которыми не сталкивался, когда был обычным школьником в деревенской школе.

Когда уже стал работать в школе, то случалось, что вывозил школьников куда-нибудь в город.

Выходим из автобуса, подходим туда, куда нужно подойти. Стоят. Руки в карманах. Оглядываются. Другие школьники свободно общаются, бегают, матерятся, пьют воду, скачут.

— Чего вы зажались? — спрашиваю у наших.

— Да сейчас, осмотреться нужно. А где здесь туaлет?

И себя четко вижу таким же школьником, но из 90-х. Привезут нас, к примеру, в военкомат. Сидим кучкой и молчим. Или на соревнованиях где-нибудь — стоим. Другие разминку делают, в галифе разгуливают, а мы стоим, смотрим, как-то стесняемся.

Откуда это?

Может быть место незнакомое, может быть непривычная обстановка, может быть никого не знаешь, а потому стесняешься?

Наверное, это и есть основные факторы.

Просто гораздо чаще бывают ситуации, когда именно деревенские оказываются в непривычных условиях, а потому возникает эта самая "зажатость", про которую и говорил нам учитель труда.

Есть выражение — "стены помогают". Это так и есть. Приезжают наши деревенские в город на ЕГЭ, им еще к обстановке нужно привыкнуть — незнакомые тети с дядями, непривычные стулья, не такие классы. А еще ЕГЭ.

Как-то интересовался у школьников — трудно ли сдавать экзамены в чужой школе.

— Труднее, — говорят, — лучше бы в нашей сдавать.

***

Сегодня, конечно, уже нет такого яркого отличия — понятие "деревенский" уже давно ассимилировалось с понятием "городской". Как говорится — "городской ты или деревенский определяется по тому месту, где у тебя стоит кровать".

В те далекие времена, когда я был школьником, "выехать в город" было очень грандиозным мероприятием. Вот и получалось, что для тогдашних школьников было вполне нормально, когда они попадали в непривычную обстановку. Отсюда и некоторая зажатость.

А сегодня школьников возят чуть ли не каждую неделю на соревнования, конкурсы, экскурсии (по крайней мере, в домасочную эпоху). Да и у всех есть свои автомобили, а потому родители могут запросто свозить своих детей когда угодно и куда угодно.

По своим детям тоже наблюдаю — в своем возрасте они ориентируются в незнакомой обстановке в разы лучше, чем когда я был в их возрасте, так как в десятки раз больше видели. Это, конечно, хорошо. Гораздо лучше, когда мне резко из деревенского пришлось превратиться в городского.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy